Музыкальная литература -
Разбор музыкальных произведений
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
Бах. 3-х голосная инвенция (симфония) ля минор
Примером композиторской работы с хоралом может служить симфония a-moll (3-хголосная инвенция), подробный разбор которой сделан Б. Л. Яворским . Материалом для симфонии послужил пасхальный хорал «Christ lag in Todesbanden» - («Христос лежал в пеленах смерти»)(ля/ соль-диез- ля - си-до-ре/ до-си-ля-ля/фа-соль-ля-соль-фа /ми-ре-ми-ре) Содержание хорала: «Христос лежал в пеленах смерти, данных Ему за наши грехи. Он восстал и принес нам жизнь. Поэтому мы должны быть радостными, хвалить Господа и быть ему благодарными и петь: Аллилуйя, Аллилуйя!. Первая тема симфонии - начальная мелодия хорала без двух первых звуков. В линию баса вплетен символ распятия, креста. Второму и третьему проведениям темы сопутствуют восходящие и нисходящие линии как символ обволакивания, пеленания. Интермедия (такты 9-12) построена на нисходящих звукорядах (фигура catabasis), символизирующих положение во гроб. После басового проведения темы через 3 с лишним октавы прочерчена восходящая линия (фигура anabasis), соответствующая словам о воскресении Христа («der hi wieder erstanden» - «и вновь воскрес») (такты 16-19). На ее фоне дважды звучит символ истовой веры (восходящие кварты, такты 16-17). Удвоения в терцию и дециму передают радость. С такта 21 в басовом голосе контрапунктом вводится новая тема: восходящее и нисходящее трезвучие с символом предопределения. Она соответствует 1-й половине темы 6-го стиха, отражая строфу «Gott loben» - «Хвалите Господа»: (хорал: ля-вверх ре-до-диез-ре) В такте 36 прибавляется мотив «Аллилуйя» - заключительный мотив хорала. Он изложен как перезвон колокольчиков: (хорал: ля-соль-фа-ми-ре) Перед концом симфонии в тактах 58-59 к нему добавлен хроматический ход, символизирующий побежденную смерть (фигура passus duriusculus). С последней доли такта 59 (звук «ля») начальная мелодия хорала звучит в основном виде. Симфония заканчивается мотивом «Аллилуйя» в сочетании с символом предопределения. Таким образом, в симфонии a-moll содержание хорала раскрывается, комментируется и обогащается музыкальными средствами, типичными и понятными слушателям баховского времени.
Носина В.Б.
|
Обновлено 03.10.2010 15:50 |