Рейтинг@Mail.ru
Бах. 3-х голосная инвенция (симфония) ля минор E-mail
Музыкальная литература - Разбор музыкальных произведений
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

Бах. 3-х голосная инвенция (симфония) ля минор

Примером композиторской работы с хоралом может служить симфония a-moll (3-хголосная инвенция), подробный разбор которой сделан Б. Л. Яворским . Материалом для симфонии послужил пасхальный хорал «Christ lag in Todesbanden» - («Христос лежал в пеленах смерти»)(ля/ соль-диез- ля - си-до-ре/ до-си-ля-ля/фа-соль-ля-соль-фа /ми-ре-ми-ре)
Содержание хорала: «Христос лежал в пеленах смерти, данных Ему за наши грехи. Он восстал и принес нам жизнь. Поэтому мы должны быть радостными, хвалить Господа и быть ему благодарными и петь: Аллилуйя, Аллилуйя!. Первая тема симфонии - начальная мелодия хорала без двух первых звуков. В линию баса вплетен символ распятия, креста. Второму и третьему
проведениям темы сопутствуют восходящие и нисходящие линии как символ обволакивания, пеленания. Интермедия (такты 9-12) построена на нисходящих звукорядах (фигура catabasis), символизирующих положение во гроб.
После басового проведения темы через 3 с лишним октавы прочерчена восходящая линия (фигура anabasis), соответствующая словам о воскресении Христа («der hi wieder erstanden» - «и  вновь воскрес») (такты 16-19). На ее фоне дважды звучит символ истовой веры (восходящие кварты, такты 16-17). Удвоения в терцию и дециму передают радость.
С такта 21 в басовом голосе контрапунктом вводится новая тема: восходящее и нисходящее трезвучие с символом предопределения. Она соответствует 1-й половине темы 6-го стиха, отражая строфу «Gott loben» - «Хвалите Господа»:
(хорал: ля-вверх ре-до-диез-ре)
В такте 36 прибавляется мотив «Аллилуйя» - заключительный мотив хорала. Он изложен как перезвон колокольчиков: (хорал: ля-соль-фа-ми-ре)
Перед концом симфонии в тактах 58-59 к нему добавлен хроматический ход, символизирующий побежденную смерть (фигура passus duriusculus).
С последней доли такта 59 (звук «ля») начальная мелодия хорала звучит в основном виде.
Симфония заканчивается мотивом  «Аллилуйя»  в сочетании с символом предопределения.
Таким образом, в симфонии a-moll содержание хорала раскрывается, комментируется и обогащается музыкальными средствами, типичными и понятными слушателям баховского времени.

Носина В.Б.

Обновлено 03.10.2010 15:50
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 296 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru