См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты) И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты) Бах. "Искусство фуги"(анализ) О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план. О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание. Символика музыкального языка И. С. Баха Музыкальная риторика как композиционный прием Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха Баховская система символов Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ) И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ) Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ) Гармонический стиль И.С.Баха Формы музыкальных произведений Баха
Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха
Бах. "Искусство фуги"
Казалось бы, что может быть «чище», свободнее от программы, чем «Искусство фуги» - эта вершина полифонического мастерства? Однако А. А. Кандинский-Рыбников высказал доказательную мысль о программном содержании последнего 18-го контрапункта, который не закончен Бахом - работа над ним была прервана смертью композитора. В основе контрапункта лежат 3 темы.1-я тема- хорал «Из бездны бед взываю я к Тебе» (Aus tiefer Not schrei ich zu dir) (хорал: си- вниз ми- вверх си -до- си-ля - соль-ля -си) несколько изменена, в ней отсутствует восходящая малая секунда; несмотря на это, она легко узнаваема. 2-я тема - тема хорала «Все люди смертны» («Аllе Menschen mussen sterben»)(хорал:ля-си-до-си-/ ля-си-до-ре-до-си/ до-си-ля-си-/до-ре-ми) 3-я тема - звуковая расшифровка фамилии Баха - ВАСH. При развитии первой темы в музыкальную ткань вплетены мотивы «Он один (наш добрый пастырь)», символ страданий с надеждой на искупление (восходящий хроматизм), различные модификации символа предопределения и символ воскресения на третий день, изложенный в низком регистре, окрашенный темным колоритом минора и приобретающий поэтому суровый характер, что в данном контексте может трактоваться как ожидание Страшного Суда (4/4 ре(половинная с точкой)- до-ре/ми-ре-ми-фа-диез- ми-фа-диез/ соль Второй теме сопутствуют нисходящие звукоряды (catabasis) - знаки печали, символы умирания, положения во гроб: (ля / ля -вниз фа- ми-ре- до-си- ля- соль-фа и тд) При одновременном проведении первой и второй тем дважды повторяются символы предопределения и вводится символ постижения воли Господней (восходящий тетрахорд) Третья тема - BACH - оканчивается вариантом символа предопределения, обостренный ритмический рисунок которого придаст ему настойчивость. Таким образом, последовательность хоральных цитат и сопутствующих символов даст основание для прочтения программы контрапункта как ощущения скорого конца. Если вспомнить, что, ослепнув и предчувствуя, по словам А. Швейцера, приближение смерти, Бах продиктовал своему ученику и зятю И. Кр. Альтникколю последнюю хоральную фантазию, озаглавленную «Пред престолом Твоим я являюсь» («Vor deinen Thron tret ich hiermit»), становится очевидным, чем были заняты мысли композитора в это время. Вряд ли можно предполагать, что такое содержание проникло в последние сочинения бессознательно. Бах творил вполне осознанно. Чувственное у него всегда соединено с рациональным. В творчестве И. С. Баха выразился дух эпохи, которую часто называют эпохой рационализма. Сильные страсти, яркие аффекты передаются в творчестве художников эпохи барокко путем сознательной логической работы по выбору и созданию соответствующих средств.
Носина В.Б.
|