Золотая секвенция в миноре у Баха и Генделя.
Золотая секвенция часто используется Бахом в связующих частях, в интермедиях фуг. В процессе секвенцирования происходит активное развитие, разработка тематических элементор. И в связующих частях, и в иных разделах формы золотая секвенция (как это отмечалось еще Фишером) как бы демонстрирует ступени лада. В итоге такого «описания» ладотональности ее позиции укрепляются, она глубже входит в сознание слушающих музыку. В случаях модулирования связующих частей, интермедий, как правило, в тональность мажорной параллели из секвентного ряда достаточно «вычленить» два звена (например, два первых звена из излюбленного полуряда). Золотая секвенция применяется Бахом не только в связующих частях, интермедиях, но и в самих темах. Примеры тем органных фуг a-moll и g-moll подтверждают это. Естественно, что секвенцирование в теме фуги совпадает с моментом развертывания. Интермедия, ведущая к проведению темы в параллельном мажоре в фуге c-moll из I тома «Хорошо темперированного клавесина» основана на золотой секвенции (хроматизированный вариант]. Имитации в двух верхних голосах, а также контрапунктирующий нижний голос вносят в эту секвенцию ряд моментов, усложняющих ее структуру. При повторении в репризе фуги c-moll данная секвенция увеличивается и становится немодулирующей. «Вытекает» она не из V ступени, а из I ступени c-moll. В фуге h-moll из I тома «Хорошо темперированного клавесина» несколько раз звучит интермедия, содержащая широкое проведение золотой секвенции. Известная органная фуга a-moll пронизана золотой секвенцией и в теме и в интермедиях. Последнее проведение темы насыщено хроматическими вариантами. Выделяется бас II низкой ступени. Более интенсивна направленность к тональности VI ступени; образуется даже оборот двойная доминанта — доминанта. В этом последнем проведении все опорные аккорды золотого секвентного ряда представлены септаккордами. На том же принципе основаны и некоторые интермедии фуги. Исключительное значение золотая секвенция приобретает в заключительном номере, Пассакалии, из седьмой сюиты g-moll Генделя. Этой секвенцией исчерпывается как тема Пассакалии, так и ее вариации. Применение золотой секвенции здесь ассоциируется с basso ostinato, о чем говорит и жанр. Правда, изменения в вариациях затрагивают и бас. Но основа его движения удерживается, и таким образом самый бас становится одной из «формул» basso ostinato. Протяжение вариаций не велико (4 такта) и каждая вариация, равно как и тема, повторяется. В итоге гармония золотой секвенции звучит очень длительно. Только в двух вариациях заметно изменяется гармония (в одиннадцатой и двенадцатой). Она хроматизируется, появляются уменьшенные септаккорды, намечается цепочка доминант. При таком применении золотой секвенции, как в Пассакалии Генделя, секвенция словно «поглощает» кадансы. Заключительный каданс темы и вариаций здесь — последнее звено секвенции.
Берков В.О.
|