Гармония
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Замечательным образцом лейтгармонии в опере является «тристанов аккорд». Этот пример, между прочим, показывает, что и при весьма активной мелодике внимание слушателя может быть приковано к гармонической стороне. Лейтгармоническое значение «тристанова аккорда», раскрытое в блестящем исследовании Курта,— определяется тем, что эта гармония, будучи одним из важнейших средств выражения содержания оперы, в то же время является и центром всего ее гармонического языка. К этой самой показательной гармонии «Тристана и Изольды» словно стремятся все остальные. Она возвышается над ними. Отмечая лейтмотивную суть тристанова аккорда, Курт пишет: «В нем (тристановом аккорде. — В. Б.) символизированы неосуществимость мечтаний («das Unerfiillbare des Sehnens»), трагизм всего творения. Поэтому аккорд f — h — dis — gis является «мотивом», даже первым и наиболее всеобъемлющим лейтмотивом всей музыкальной драмы, в известном смысле в большей степени, чем любой мелодический оборот». В.О.Берков
|
Обновлено 25.06.2010 11:34 |