Гармония
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 14:47 |
Золотая секвенция в 24 каприсе Паганини
Богатство возможностей варьирования золотой секвенции будет показано на анализе одной музыкальной темы, полюбившейся композиторами. Речь идет о теме Двадцать четвертого каприса Паганини. Уже тот факт, что к этой теме обращались Брамс и Рахманинов, весьма знаменателен. Не забудем также, что варьирование ее складывалось в весьма крупные, сложно организованные циклы: у Брамса двадцать восемь вариаций, у Рахманинова двадцать четыре. К тому же варьирование темы Паганини у Рахманинова переплетается, как известно, с темой Dies irae.
Обратимся прежде всего к первоисточнику. Данный Каприс Паганини для скрипки соло содержит тему, 11 вариаций и коду. Тема и вариации написаны в безрепризной двухчастной форме, лежащей также в основе циклов Брамса и Рахманинова. Первая часть этой формы восьмитактный период из двух идентичных предложений. В нем чередуются четыре раза тоника и доминанта(1 и 5 ступени). Заканчивается период доминантой. Вторая часть формы является развитием первого периода и почти полностью (шесть тактов из восьми) занята золотой секвенцией. Проводится излюбленный секвентный полуряд, в котором особенно отчетливо представлены два первых звена, с отклонением в параллельный мажор (2 + 2 такта). Далее происходит дробление и звенья секвенции укорачиваются (1 + 1 такт). Наконец, последние два такта второй части замыкают форму кадансом (альтерированная двойная доминанта из группы увеличенной сексты — доминантсептаккорд — тоника). Варьирование в гармонизации золотой секвенции у Паганини относительно не очень значительно. Изменяется пульс гармоний. Например, в четвертой вариации, вместо равномерного чередования гармоний в начале золотой секвенции (по одному такту на каждую гармонию двухтактового звена), идет неравномерное чередование: первая гармония — доминанта тянется полтора такта; вторая гармония — тоника длится лишь полтакта. Усложнение самих гармоний намечается в пятой вариации, где доминанта C-dur получает окраску гармонического лада, а субдоминанта основной тональности в конце секвенцирования окрашивается II неаполитанской ступенью.
В.О.Берков
|
Обновлено 27.06.2010 23:45 |