Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Золотая секвенция в 24 каприсе Паганини E-mail
Гармония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

Золотая секвенция в 24 каприсе Паганини

Богатство  возможностей  варьирования  золотой  секвенции  будет показано на анализе одной музыкальной темы, полюбившейся композиторами.  Речь  идет  о  теме  Двадцать  четвертого  каприса Паганини. Уже тот  факт, что к этой теме обращались Брамс и Рахманинов, весьма знаменателен. Не забудем также, что варьирование ее складывалось в весьма крупные, сложно организованные циклы: у Брамса двадцать восемь вариаций, у Рахманинова двадцать четыре. К тому же варьирование темы Паганини у Рахманинова переплетается, как известно, с темой Dies irae.

Обратимся прежде всего к первоисточнику.
Данный Каприс Паганини для скрипки соло содержит тему, 11 вариаций и коду. Тема и вариации написаны в безрепризной двухчастной форме, лежащей также в основе циклов Брамса и Рахманинова. Первая часть этой формы
восьмитактный период из двух идентичных предложений. В нем чередуются четыре раза тоника и доминанта(1 и 5 ступени). Заканчивается период доминантой. Вторая часть формы является развитием первого периода и почти полностью (шесть тактов из восьми) занята золотой секвенцией. Проводится излюбленный секвентный полуряд, в котором особенно отчетливо представлены два первых звена, с отклонением в параллельный мажор (2 + 2 такта).
Далее происходит дробление и звенья секвенции укорачиваются (1 + 1 такт). Наконец, последние два такта второй части замыкают форму кадансом (альтерированная двойная доминанта из группы увеличенной сексты —
доминантсептаккорд — тоника).
Варьирование в гармонизации золотой секвенции у Паганини относительно не очень значительно. Изменяется пульс гармоний. Например, в четвертой вариации, вместо равномерного чередования гармоний в начале золотой секвенции (по одному такту на каждую гармонию двухтактового звена), идет неравномерное чередование: первая гармония — доминанта тянется полтора такта; вторая гармония — тоника длится лишь полтакта. Усложнение самих гармоний намечается в пятой вариации, где доминанта C-dur получает окраску гармонического лада, а субдоминанта основной тональности в конце секвенцирования окрашивается II неаполитанской ступенью.

В.О.Берков

Обновлено 27.06.2010 23:45
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 595 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru