См. также О драматургии скрябинских сочинений (анализ) Скрябин. Прелюдия Фа-диез мажор op.16 №5 (анализ) Скрябин. Этюд соч.8 №10 (целостный анализ) Скрябин. Прелюдия Ре мажор op.11 №5 (анализ) Секвенции в прелюдиях Скрябина (гармонический анализ) Об аккорде альтерированной вводной двойной доминанты Гармонический стиль Скрябина Формы музыкальных произведений Скрябина
Об аккорде альтерированной вводной двойной доминанты
Несколько замечаний из истории лейтгармонической звучности: речь идет об ее исходном для симфонии №3 Скрябина значении — аккорде альтерированной вводной двойной доминанты. Нас интересует эволюция этого звучания в двух отношениях — в развитии музыки до Скрябина и в музыке самого Скрябина. Рассмотрение вопроса приводит к любопытному выводу, что эволюция гармонии Скрябина в сокращенной, «сжатой» по времени форме проходит путь, аналогичный эволюции европейской музыки последних веков. Установлено, что аккорды так называемой группы увеличенной сексты, к которым принадлежит и дважды увеличенный квинтсекстаккорд, стали применяться прежде всего в роли двойной доминанты и в определенных басовых положениях (над разрешающим звуком доминанты и под ним). Известно далее, что исторически первые аккорды этой группы (увеличенные секстаккорд, терцквартаккорд и квинтсекстаккорд) применялись в миноре, хо- тя были возможны и в мажоре. Позднее появился дважды увеличенный терцквартаккорд (энгармонически равный увеличенному квинтсекстаккорду). И лишь в конце этого ряда, как исторически самый поздний в данной группе, возник дважды увеличенный квинтсекстаккорд. Ясно, что последние два аккорда возможны лишь в мажоре. Одной из причин более позднего появления дважды увеличенного квинтсекстаккорда является то, что и его диатонический прототип (малый вводный септаккорд) в общем применялся в классической музыке относительно редко. Первые появления дважды увеличенного квинтсекстаккорда двойной доминанты, как нередко и других аккордов, возникают в процессе голосоведения как бы попутно. Такова ситуация в конце вступления к четвертому действию «Руслана и Людмилы» Глинки. В скользящем, секвентном движении, и уже поэтому настойчивее, дважды увеличенный квинтсекстаккорд двойной доминанты применяется в речитативе Весны, в прологе «Снегурочки» Римского-Корсакова. Как «освещенный» и ярко выделяющийся аккорд, он стал появляться позднее, например, в нарастании к кульминации в романсе Грига «Эрос». Здесь этот аккорд уже звучит с «жалящей» остротой. На фоне его звучания совершается большой мелодический скачок — на малую септиму. Однако лишь у Скрябина эта гармония превращается в один из ведущих аккордов, становится словно «знаменосцем» и таким образом должна быть признана одним из самых характерных скрябинских аккордов. Заметим, что в эволюции аккордов группы увеличенной сексты (иначе группы уменьшенной терции) постепенно накапливалась целотонность. Расположим для наглядности некоторые из этих созвучий так, чтобы подчеркнуть накопление целотоновых отношений (с учетом энгармонизма интервалов) . В первом аккорде (в обращении — увеличенный квинтсекстаккорд) мы находим один целый тон (энгармонически — уменьшенная терция). Во втором (в обращении — увеличенный терцквартаккорд)— два целых тона. В третьем (в обращении — дважды увеличенный квинтсекстаккорд)—тоже два целых тона. Однако целотонность здесь более сильно проявлена, так как целые тоны стоят рядом, образуя трехзвучный отрезок целотонового звукоряда. Целотоновые потенции этой звучности обнаруживаются и в том, что она содержит увеличенное трезвучие. Для образования полного целотонного звукоряда ей «не хватает» двух звуков. Эти «недостающие» звуки появляются в так называемом целотоновом большом доминантовом нонаккорде с раздвоенной квинтой, то есть на другой странице эволюции гармонии Скрябина. Среди аккордов группы увеличенной сексты (двойной доминанты) у молодого Скрябина преобладают гармонии типа увеличенных терцквартаккорда и квинтсекстаккорда. Дважды увеличенный квинтсекстаккорд начинает выделяться в среднем периоде скрябинского творчества. Такая последовательность событий в индивидуальном стиле напоминает, как сказано, об общем, длительном ходе исторического развития гармонии. Убедительны примеры, где звучность дважды увеличенного квинтсекстаккорда проникает в тему, как в Третьей симфонии. Таковы прелюдии Des-dur, соч. 31 № 1, и прелюдия Es-dur. соч. 45 № 3. Обе они написаны в одно время с Третьей симфонией (1903—1904 гг.). Прелюдия Es-dur так насыщена занимающей нас звучностью дважды увеличенного квинтсекстаккорда двойной доминанты, чтс она уже приобретает лейтгармоническое значение. В периоде с дополнением (8 + 8 + 6 тактов) она заполнила первые четырехтакты обоих предложений. Уже из анализа этих двух прелюдий (соч. 31 и 45) видно, насколько исходный, коренной функциональный вариант лейтгармонии Третьей симфонии глубоко проник в ткань скрябинской музыки. Напомним еще о «Трагической поэме», соч. 34. также насыщенной этим характерным для Скрябина звучанием.
Берков В.О.
|