Вторая низкая минорная ступень
Этот значительно более редкий вариант неаполитанской гармонии появляется, в основном, в миноре, в качестве кульминационной гармонии, в итоговые, заключительные моменты произведения.
1 Попутно уместно упомянуть о произведениях или их частях, разделах, начинающихся неаполитанской гармонией: Баллада g-moll Шопена; более ранний пример — побочная партия финала «Appassionata» Бетховена . Вторая низкая, минорная ступень сперва встречается в условиях кратких заключительных отклонений и лишь позднее, примерно с середины XIX века, иногда появляется и как аккорд в последовательности. Среди первых случаев применения минорной разновидности неаполитанской гармонии укажем на цитированное место из «Дон-Жуана» Моцарта и на фрагмент в коде медленной части Седьмой фортепианной сонаты Бетховена. Здесь, после VI ступени d-moll — иначе, после доминанты Es-dur вступает секстаккорд тоники,.однако, одноименного es-moll (II низкая минорная ступень). Появление этого созвучия соединяется с ощущением погружения в глубину; оно становится кульминационной гармонией коды. В трех образцах Шуберта II низкая минорная ступень «окружена» на близком расстоянии тоникой. Все приводимые ниже примеры шубертовских отклонений встречаются в кодах, причем два из них в стадии заключительного кадансирования. Приводим завершение первой части квартета d-moll Шуберта. Другой пример — конец второй части квинтета C-dur. Интересная черта этого примера — в резюмирующем эффекте: в заключении части обобщается все ее тональное развитие. Об¬щий тональный план Andante таков: E-dur—f-moll—E-dur. Еще один образец находим в экспромте G-dur Шуберта. Минорная II низкая ступень вступает как более яркий гармонический вариант (при повторении построения). В двух последних случаях знаменательно появление минорной неаполитанской гармонии в мажоре. Во всех предшествующих примерах появление II низкой минорной ступени было связано с отклонениями. В этюде-картине g-moll, соч. 33 № 5, Рахманинова кульминация возникает после бурного, импровизационного развития, в конце середины произведения. Мощно звучит до-диез-минорное трезвучие, находящееся на тритоновом расстоянии от тоники основной тональности. В местных условиях это трезвучие имеет значение II низкой минорной ступени в тональности субдоминанты, то есть возникает в процессе отклонения. Попутно следует подчеркнуть, что данное произведение Рахманинова является еще одним образцом «сквозной» роли II низкой ступени.
См. также Гармонический язык Рахманинова Формы музыкальных произведений Рахманинова Рахманинов Концерт №2, I часть анализ Как аккорд более независимый от отклонений II низкая ступень встречается в конце «Мефисто-вальса» Листа. Длительное звучание си-бемоль-минорного секстаккорда носит опять-таки гармонически-кульминационный характер; это как бы последняя концентрация гармонической энергии. Сопоставление тоники с низкой минорной II ступенью наблюдается в конце первой части хора «На кого ты нас покидаешь» из Пролога «Бориса Годунова» Мусоргского. Последовательность фа-минорного и фа-диез-минорного трезвучий находит отражение в общем тональном плане: реприза хора звучит в fis-moll, на полтона выше. Удивительный пример краткого сопоставления аккордов с участием II низкой минорной ступени — момент созерцания мертвого корабля Летучего голландца, в сцене разгула норвежских матросов, из третьего действия оперы Вагнера.
Берков В.О.
|