См. также решение задач на тему "Альтерация аккордов Доминантовой группы":
Мясоедов №№ 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219
Абызова 685 №№1, 2, 3, 4, 5
Бригадный 686 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Алексеев 553-564
Альтерация аккордов доминантовой группы
1.а) Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладу целотоновых тяготений без изменения функций аккордов и без выхода за пределы данной тональности.
б) Измененные таким образом аккорды называются альтерированными.
в) Альтерированные созвучия возникли от хроматических проходящих звуков в разных голосах в аккордах диатонического склада. Основной источник альтераций в аккордах разных функций связан с изменениями II ступени лада. Она может быть повышена и понижена в мажоре, понижена в миноре. Возможно также понижение VI ступени в мажоре.
2. Альтерированная доминанта в мажоре. Повышение и понижение II ступени в мажоре дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой, с повышенной квинтой; VII7 и VII53 с пониженной терцией, с повышенной терцией. Альтерированные VII7 и D9 употребляются и в натуральном, и в гармоническом ладах.
Наиболее распространены следующие обращения: D53#5, D7#5, D7b5, VII7#3.
D7b5 чаще встречается в основном виде и в виде D43
D7#5 - в основном виде и в виде D65
VII7#3 - в основном виде и в виде VII43
Наиболее естественно звучат альтерированные аккорды с ув.6, а не с ум.3.
3. Подготовление. Подготавливаются аккорды альтерированной доминанты аккордами диатонической доминанты. Сохраняя полутоновое движение к альтерированному звуку, можно также естественно подготовить альтерированную доминанту аккордами II ступени - II7, W.
После T6, S, W альтерированный звук может также вводиться скачком.
W м.б. также альтерированной, что создает последовательность альтерированных аккордов.
4. Разрешение идет по ладовому тяготению. Повышенная квинта в D и повышенная терция в VII идет в III ступень лада (тоническую терцию).
Пониженная квинта в D и пониженная терция в VII идет в I ступень лада (тоническую приму).
При этом в T после D7#5 и VII7#3 удваивается терцовый тон (нужно следить за правильным разрешением ув.6 и ум.3)
5. Альтерированная доминанта в миноре. В миноре II ступень только понижается и используется только гармонический минор.
Это дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой; VII53 и VII7 с пониженной терцией. Условия применения аналогичны мажору.
6. Опасность возникновения параллелизмов в VII7 b3
7. Многозвучные доминанты: D7 b#5 , VII7 b#3, D9 b#5, в миноре D7 b5, 6, Прометеев аккорд D9 b5, 6.
Бетховен. Соната №11, I часть, з.т. VII7 b3 на D орг. пункте.
Шуберт. Ворон средняя часть - D6 #5.
Шуман. Карнавал. Пьеро D #
Шопен. Ноктюрн op.9 №1, b-moll, конец D b5
Бородин. Каватина Кончаковны.
Лист "О, где он?"
Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/
Григ. "Весенний цветок" op.26 №4
Римский-Корсаков. "Царская невеста", цифра 208.
Римский-Корсаков. Снегурочка, клавир стр. 333
Скрябин Прелюдия до-диез минор, соч.11
Скрябин. Прелюдия op.13 №1 VII2#3(конец).
Скрябин. Прелюдия op.31 №4 VII7#3
Скрябин. Листок из альбома op.45 №1.
Скрябин. Прелюдии op. 33 №3, op.35 №3, op.31 №1, op.37 №2, 3, op.39 №2
Чайковский "Отчего" - D64 b#5
Чайковский. "Зимнее утро" VII2 b3
Шостакович 3 фантастических танца, соч.1
|