Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Альтерация аккордов доминантовой группы
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также решение задач на тему "Альтерация аккордов Доминантовой группы":

Мясоедов №№ 207, 208, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219

Абызова 685 №№1, 2, 3, 4, 5

Бригадный 686 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Алексеев 553-564

Альтерация аккордов доминантовой группы

1.а) Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладу целотоновых тяготений без изменения функций аккордов и без выхода за пределы данной тональности.

б) Измененные таким образом аккорды называются альтерированными.

в) Альтерированные созвучия возникли от хроматических проходящих звуков в разных голосах в аккордах диатонического склада. Основной источник альтераций в аккордах разных функций связан с изменениями II ступени лада. Она может быть повышена и понижена в мажоре, понижена в миноре. Возможно также понижение VI ступени в мажоре.

2. Альтерированная доминанта в мажоре. Повышение и понижение II ступени в мажоре дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой, с повышенной квинтой; VII7 и VII53 с пониженной терцией, с повышенной терцией. Альтерированные VII7 и D9 употребляются и в натуральном, и в гармоническом ладах.

Наиболее распространены следующие обращения: D53#5, D7#5, D7b5, VII7#3.

D7b5 чаще встречается в основном виде и в виде D43

D7#5 - в основном виде и в виде D65

VII7#3 - в основном виде и в виде VII43

Наиболее естественно звучат альтерированные аккорды с ув.6, а не с ум.3.

3. Подготовление. Подготавливаются аккорды альтерированной доминанты аккордами диатонической доминанты. Сохраняя полутоновое движение к альтерированному звуку, можно также естественно подготовить альтерированную доминанту аккордами II ступени - II7,  W.

После T6, S, W альтерированный звук может также вводиться скачком.

W м.б. также альтерированной, что создает последовательность альтерированных аккордов.

4. Разрешение идет по ладовому тяготению. Повышенная квинта в D и повышенная терция в VII идет в III ступень лада (тоническую терцию).

Пониженная квинта в D и пониженная терция в VII идет в I ступень лада (тоническую приму).

При этом в T после D7#5 и VII7#3 удваивается терцовый тон (нужно следить за правильным разрешением ув.6 и ум.3)

5. Альтерированная доминанта в миноре. В миноре II ступень только понижается и используется только гармонический минор.

Это дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой; VII53 и VII7 с пониженной терцией. Условия применения аналогичны мажору.

6. Опасность возникновения параллелизмов в VII7 b3

7. Многозвучные доминанты: D7 b#5 , VII7 b#3, D9 b#5, в миноре D7 b5, 6, Прометеев аккорд D9 b5, 6.

 

Бетховен. Соната №11, I часть, з.т. VII7 b3 на  D орг. пункте.

Шуберт. Ворон средняя часть - D6 #5.

Шуман. Карнавал. Пьеро D #

Шопен. Ноктюрн op.9 №1, b-moll, конец D b5

Бородин. Каватина Кончаковны.

Лист "О, где он?"

Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/

Григ. "Весенний цветок" op.26 №4

Римский-Корсаков. "Царская невеста", цифра 208.

Римский-Корсаков. Снегурочка, клавир стр. 333

Скрябин Прелюдия до-диез минор, соч.11

Скрябин. Прелюдия op.13 №1 VII2#3(конец).

Скрябин. Прелюдия op.31 №4 VII7#3

Скрябин. Листок из альбома op.45 №1.

Скрябин. Прелюдии op. 33 №3, op.35 №3, op.31 №1, op.37 №2, 3, op.39 №2

Чайковский "Отчего" - D64 b#5

Чайковский. "Зимнее утро" VII2 b3

Шостакович 3 фантастических танца, соч.1

 

Обновлено 29.09.2012 11:03
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 549 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru