Музыкальная литература -
Жанры европейской классической музыки
|
Оперетта
Как указывает само название, этому жанру свойственен «оппозиционный параллелизм» с оперой, проявляющийся в комедийно-развлекательном преломлении жанрового прототипа (нередко даже в пародии на него, как в музыке Оффенбаха). Это сказывается и в жанровом содержании, и в стиле. В оперетте господствуют лирические сюжеты, но с налетом искусственности конфликта и непременной счастливой развязкой; волнующие, трогательные переживания, но без потрясения; насмешливое обличение нравов, но без глубокомысленной сатиры и т. п. Среди составляющих жанров преобладают оперные (арии, ансамбли, финалы в узловых моментах драматургии и пр.), но музыка почти целиком зиждется на песенно-танцевальной основе с легко запоминаемой мелодикой, периодичностью ритма, с господством куплетных форм и приема монтажа «темы к теме» без интенсивного симфонического развития. Особое значение имеет танцевальное начало, максимально созвучное комедийному театру ввиду его динамической активности. Функция танца в оперетте отличается и от универсально-художественного языка балета, и от воспроизводящей функции в опере. В оперетте танец является либо непосредственным «выплеском» чувства, бьющего через край, либо «снятием» напряженности момента, растворением его в развлекательно-комедийной атмосфере. Такие явления, как к а н-к а н во французской оперетте или опереточный каскад (диалог-вокальный ансамбль-танец) претендуют на статус оригинальных собственных жанров. О.В. Соколов.
|