Рейтинг@Mail.ru
Музыка и сценическое действие E-mail
Музыкальная литература - Жанры европейской классической музыки

МУЗЫКА И СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

Музыка и театр — давние, даже древние творческие союзники. Массовая зрелищность театрального искусства, его способность быть резонатором общественной жизни и, в свою очередь, влиять на нее, показывая события с «торжественной дистанции», издавна, еще со времен античной трагедии, делали актуальной суггестивную функцию музыки в театре. Вторая сверхфункция взаимодействующего рода — обобщающая, будучи тесно взаимосвязана с первой, также непрерывно сопровождала историю театра, причем со зна¬чительным прогрессом в XIX—XX вв. Различные компоненты сценической музыки—увертюры, антракты, арии, песни или хоры—нередко приобретали самостоятельную жизнь, становились символами идей, событий, состояний духа или других содержательных аспектов театрального искусства.
Музыка в театре способна выполнять и третью, специфичную для него функцию: непосредственного воспроизведения музыкальных явлений на сцене, т. е. пения, танца или музицирования. Эта воспроизводящая функция очень важна и органична для театра, она связана с присущим этому виду искусства своеобразием в отражении действительности. Замыкая все действие узким сценическим пространством, театр в принципе может вовлечь в этот тесный круг самый многообразный жизненный материал, сосредоточить на нем всю полноту «картины мира». И музыка, как неотъемлемый элемент этой картины, становится столь же естественной участницей театрального действия: песни, исполняемые персонажами по просьбе других действующих лиц или «для себя», одинаково распространены как в музыке к драме, так в опере или оперетте. Однако в опере данная функция предполагает снятие обычной для этого жанра эстетической условности, поскольку вообще оперное пение представляет собой как бы перевод с повседневного языка на музыкальный, здесь же такого перевода не требуется. Этим объясняется широкое и беспрепятственное воспроизведение пения, как и вообще музыки, в реалистических операх и музыкальных драмах.
Как уже говорилось во введении к предыдущей главе, судьба жанров данного рода зависит от качественной роли музыки в художественном целом и от эстетических принципов ее взаимодействия с другими компонентами. В области театра это относится прежде всего к собственным сложным жанрам. Их можно представить в виде спектрального ряда; на одном его краю находится onepа, художественной доминантой которой является музыка, на другом — музыка к драме, которая составляет дополнительный художественный компонент жанра, принадлежащего в целом другому виду искусства.
.Между ними расположена широкая средняя зона, где словесно-сценическое действие и музыка вступают в различные соотношения между собой. Так, водевиль и музыкальная комедия—драматические жанры, хотя музыка занимает в них довольно заметное место. Напротив, оперетта и мюзикл—музыкальные жанры, где музыка является неотъемлемым компонентом художественного текста: она определяет эмоциональную атмосферу произведения, обрисовывает характеры и выражает переживания действующих лиц в различных моментах действия. Последний признак следует считать решающим, именно музыкальное самовыражение героев (а не воспроизведение их пения) отличает музыкальные жанры от драматических.
Вообще количественной пропорции музыки и драмы для характеристики жанров средней зоны, конечно, недостаточно: они имеют свой «эстетический стержень». Как свидетельствует большой опыт европейского музыкального театра (свыше двух веков), таким стержнем оказывается комедийное начало. Легкости и стремительности комедийного сюжета наиболее соответствует резкое отделение обобщающе-музыкального плана драматургии от диалогов, при котором музыка не претендует на отражение всего процесса действия, а откровенность переключений из одного плана в другой оправдывается тем дополнительным «коэффициентом условности», который привносит в театр комедийное наклонение.
Подобная закономерность наметилась уже в старинных жанрах средней зоны—зингшпиле, французской комической опере и др., а позднее утвердилась в исторически наиболее стойком жанре этой группы— оперетте.


О.В. Соколов.

 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 436 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru