Гармонический анализ музыки
Гармонический анализ музыки позволяет специфически музыкальными приёмами разобраться в цветовой палитре музыкального произведения, в логике гармонического движения, помогает дать эстетическую оценку произведению, поставить его в ряд других произведений - этого же композитора и других композиторов, определить степень новизны или традиционности гармонических средств произведения. Различаются виды гармонического анализа:
умение правильно и точно объяснить данный гармонический факт (аккорд, голосоведение, каденция);
умение понять и гармонически обобщить
данный отрывок (логика функционального движения, взаимосвязь каденций,
определение ладотональности, взаимообусловленность мелодии и гармонии и
тому подобное;
умение все существенные черты
гармонического склада связать с характером музыки, с развитием формы и с
индивидуальными особенностями гармонического языка данного
произведения, композитора или целого направления (школы).
|
Гармония -
Гармонический анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
г) «Лимож. Рынок» Ладовая природа — натуральный и гармонический мажор, но с обилием хроматических вспомогательных звуков; особо следует выделить мелодический ход — V и IV повышенная ступени. В «середине» большую роль играют целотоновые образования. Интонационная основа — сочетание репетиций с секундовыми ходами и гаммообразными пробегами при непрерывном ритмическом движении в темпе Allegretto. В развивающей части — сочетание повторяющихся терций и секунд.
В.П. Бобровский.
|
Обновлено 01.06.2010 11:41 |
|
Гармония -
Гармонический анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
д) «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») Ладовая природа пьесы очень сложна. Хроматические усложнения мажора доводятся здесь до предельной степени. Раздел «поиски тематического ядра»* (восходящие квартовые ходы) одновременно можно назвать и поисками основной тональности. После обретения и основной тональности, и тематического ядра в развитии последнего возникают обороты Es-dur. Соотношение C-dur — Es-dur — двух крайних точек в стадии поисков, двух мажорных тональностей на расстоянии малой терции — создает основу для более радикального нарушения диатоники мажорного лада. В среднем разделе формы (трио) господствует хроматически усложненный минор — начальный оборот звучит в e-moll с повышен¬ной IV ступенью: * Форму «Бабы-Яги» можно именовать «трехфазной», так как ее трудно понять как обычную — простую трехчастную. Ее первый раздел — однофазная форма с тем отличием, что основное тематическое зерно в ней дано не сначала, а в результате предшествующего «бестематического развития». Схема раздела такова: «поиски тематического зерна» — 32 такта, тематическое зерно — 8 тактов, развитие — 16+18 тактов и заключение — переход ко второй фазе — 20 тактов.
Ладовая природа «Бабы-Яги» в целом резко отличается от ладовой природы предыдущих скерцозных пьес — ни в одной из них не имеется столько неустойчивости, столь сильного нарушения диатоники, столь значительной ладовой неопределенности. Это, с одной стороны, подготовлено теми элементами хроматизма, которые наблюдались ранее, а с другой стороны, является своего рода «подведением итогов» процесса постепенного ладового усложнения, приведшего в последней быстрой пьесе к наиболее ощутимому результату, к своеобразному «качественному скачку». Перейдем к выводам о сквозном ладово-интонационном развитии в пределах быстрых пьес (жанра скерцо). Общая ладово-интонационная «атмосфера» в своем развитии образует некоторое подобие концентрической структуры, соответственно концентричности в расположении пьес по типу содержания. Крайние пьесы — «Гном» и «Баба-Яга» — образуют «арку»: в обоих случаях мы имеем дело с широкими скачками, с резкими сменами тематических образований. Драматизм «Гнома» находит отражение в скрытом драматизме трио «Бабы-Яги». Внешнее выражение этого — IV повышенная ступень в миноре и «нисходящий хроматизм». Третья и седьмая пьесы — «Тюльерийский сад» и «Лимож» — также объединены «арочными» связями: налет мягкого юмора присущ обеим пьесам и отражен в шаловливых пробегах шестнадцатыми, быстрых репетициях в гаммообразных фигурах. Находящаяся в центре пьеса «Балет невылупившихся птенцов» образует с «Лиможем» более явные интонационные связи (мелодический ход V—IV повышенная — V ступени в мажоре в высоком регистре при оживленном темпе сближает эти две пьесы, «собственно скерцо»). Итак, к связям, образующим концентрическую структуру (соответственно концентричности в расположении всех пьес), добавлена связь между пятой и седьмой пьесами. В заключение необходимо отметить явную контрастность интонационного склада рассмотренных пьес (хроматизм, широкие скачки, мелкие ритмические фигуры) трихордному, ритмически спокойному интонационному строю рефрена.
В.П. Бобровский.
|
Обновлено 01.06.2010 11:39 |
Гармония -
Гармонический анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
В. Ладово-интонационное строение и развитие в медленных пьесах а) «В старом замке» Ладовая природа пьесы — натуральный минор (gis-moll) с некоторым усложнением в процессе развития в направлении фригийского лада (II пониженная ступень). Отклонение в сферу субдоминанты создает также фригийскую разновидность минора и приводит к близкому соприкосновению аккордов на расстоянии тритона. Интонационная основа пьесы — напевная мелодика не без участия трихордных попевок с большой ролью начальной «призывной» восходящей кварты и последующими «плотными» секундовыми ходами. Спокойный ритм дополняет картину, образуя художественно оправданную статику.
В.П. Бобровский.
|
Обновлено 26.04.2012 14:30 |
|
Гармония -
Гармонический анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
б) «Быдло» Ладовая природа пьесы сходна с предыдущим примером, тот же gis-moll с фригийским оттенком и тритоновыми сопоставлениями. Интонационная основа при сходстве с предыдущим примером во многом нова. К тому же тяжелая аккордовая фактура, создавая ясные изобразительные ассоциации, заключает в себе определенные драматические выразительные возможности, полностью реализуемые в совместном действии всех компонентов музыкального языка. В дополнение отметим симметрию abc c1b1a1 первого цельного мелодического оборота этой пьесы: При этом «а1» представляет собой развитие «b».
В.П. Бобровский. |
Обновлено 01.06.2010 11:31 |
Гармония -
Гармонический анализ музыки
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
г) «Катакомбы» Лад пьесы — в основном хроматически усложненный минор с фригийским элементом. Следует отметить выразительное значение нисходящего хроматизма в басу, вызывающего ассоциации со старинными жанрами*. Далее появляется d-moll, то есть минорная тональность на расстоянии малой терции, выявленная через отклонение в ее субдоминанту (g-moll), звучащую на доминантовом басу. Таким образом, в «Катакомбах» содержится наиболее сильное нарушение диатоники в ряду медленных пьес
*Так, например, аккорды «Катакомб» заставляют вспомнить тему Lagro из Фортепианного трио Шостаковича. Как известно, эта часть претворяет старинный жанр — пассакалью. В.П. Бобровский. |
Обновлено 01.06.2010 11:24 |
|
|
|
|
Страница 5 из 9. |
|
|
Сейчас 464 гостей онлайн
|