Рейтинг@Mail.ru
Целостный анализ музыки


О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.

В каждой сюите форма цикла создается по своим внутренним закономерностям, однако можно выявить единые принципы их композиции.
Так, аллеманда и куранта по традиции создают устойчивое ядро сюиты, как ранее павана и гальярда. Во Французских сюитах они крепко спаяны в пару противоположностей. Их противопоставление выявляется разными способами. В сюитах d-moll и Es-dur применен принцип контрдиспозиции, когда второстепенный материал становится главным, а в сюите E-dur он же усилен инверсией мотивов.

В сюите h-moll тематизм аллеманды зеркально изложен в куранте. В курантах Es-dur и G-dur происходит «выпрямление» поступенно-затрудненного движения аллеманды стремительным, напряженным пробегом мелодических линий. «Мелодическая кривая» становится «мелодической прямой». Куранта c-moll представляет сжатую концентрацию интонационного рисунка аллеманды: ее круговое вращение противостоит линеарности аллеманды.
По другую сторону сарабанды - оси симметрии - возникают парные группы вставных танцев и жиги. Их назначение может быть различным в зависимости от контекста.
В сюитах d-moll и c-moll вставные танцы носят интермедийный характер, выполняя функцию «рассеивания». Этим подчеркивается итоговая роль жиги как энергетической кульминации.
В сюите h-moll подобную релаксационную функцию выполняет менуэт с трио. Вслед за ним возникает блок англеза и кельтской жиги. Англез возвращает основной мотивный тезис, а в жиге он излагается в инверсии каждого интервала.

Происходит переосмысление первоначального образа на его противоположность. Но зеркальное отражение не есть противоречие, а выявление оборотной стороны по существу одного и того же явления. Поэтому сопоставление англеза и жиги воспринимается как двойное утверждение основного тезиса.
Парность гавота и арии сюиты Es-dur выполняет функцию подготовки материала жиги, тематические связи которой с аллемандой и курантой очень отдаленные. В гавоте появляются контуры рисунка аллеманды в обращении, причем сделан акцент на интервал кварты с опеванием, что служит предвосхищением темы жиги. В издании под редакцией Э. Петри гавот и ария разделены менуэтом. Это, по-видимому, ошибка. Гавот и ария в этой сюите образуют слитную пару, скрепленную традиционным принципом варьирования части путем ритмического дробления длительностей.*
Структура цикла G-dur представляет собой три парных образования: аллеманду-куранту, гавот-бурре, лур-жигу, Осью служит сарабанда как сильный энергетический центр, подчеркнутый патетическим пунктирным ритмом с большим внутренним напряжением, как бы натяжением силовых линий.
В этой сюите двукратная парность гавота-бурре и лура-жиги выявляет и развивает основную мотивную идею цикла -трезвучие G-dur.
В аллеманде содержится сопоставление линеарности и гармонических «узлов» - аккордики. В куранте разрабатывается линеарность «спрямленного» типа, при котором постепенность развертывания мелодии, присущая аллсеманде, с изгибами и частыми отходами от основной линии мелодического рисунка, сменяется стремительным разлетом прямых гаммообразных пассажей. При этом тождество характерных мотивов подтверждает принципиальное единство музыкального материала аллеманды и куранты.

*В издании Баховского общества 1895 года и в указателе произведений Баха В. Шмидера менуэт не стоит в основном цикле, а приводится как позднее добавление, аналогично прелюдии и нюрому га йогу этой сюиты и редак¬ции Э. Петри. Менуэт может быть включен в сюиту, по, в соответствии со структурной логикой цикла, либо после гавота и арии, либо перед ними, как делает Г. Гульд. В последнем случае образуется дополнительная пара сарабанды и менуэта, связанных между собой некоторой общностью мелодического рисунка.
В сарабанде начинает проступать гармонически-аккордовая основа. Если в аллеманде гармония служит средством объединения мелодических линий и их фактурного обогащения, то в сарабанде сама мелодика трезвучна, гармония является ее структурой.
Это выявление основной звучащей идеи - трезвучия - можно уподобить «вычленению дифференциала» сюиты.*
Последующие пары частей посвящены разработке дифференциала, рассмотрению его в разных аспектах: в гавоте представлена вертикаль; бурре посвящено линейному развитию дифференциала в противоположных направлениях. Заключительная пара частей - лур и жига - с наибольшей ясностью и полнотой разрабатывают трезвучие. Они противопоставлены по направлениям движения и по его характеру, взаимодополняя друг друга зеркально-контрастной парой, как англез и жига сюиты h-moll. При этом в луре происходит постепенное развитие сферы трезвучия путем последовательного присоединения голосов, а в жиге - путем наложения, суммирования.
Жига, построенная по типу двухчастной фуги Фробергера, дает идеальную возможность сочетания движений, их сравнения в последовательности или одновременности, являясь, таким образом, итогом развития и свободным, смелым овладением звукового пространства.
В сюите E-dur существует сложный блок из четырех танцев; в его центре находится пара из менуэта-полонеза (как он назван в списке Гербера) и бурре, в которых разрабатывается основное тематическое зерно аллеманды. Они обрамлены гавотом и менуэтом, в которых главенствует собирание интервалики по вертикали. Это создает дополнительный центр,
*Дифференциал - основное понятие математической теории дифференциального исчисления, - бесконечно малая часть, из суммы которых слагается непрерывность.

посвященный утверждению первоначального мотивного материала.
Отсюда напрашивается вывод о некоторой близости распорядка сюит риторической согласованности разделов формы: аллеманда является изложением «темы речи» (propositio), куранта играет роль возражения (confutatio), жига служит заключением (peroratio). Более свободно трактуются сарабанды и вставные танцы, которые могут выполнять роль утверждения главной мысли (confirmatio) или же риторического отступления (diqressio).
Взгляд на сюиту как совершенную музыкальную форму, достигающую художественного равновесия и контраста, изложен в словаре Дж. Грова, причем в этом усматривается основная идея сюиты, объясняющая возможность длительного ее существования как жанра. Но такой взгляд ставит на первое место результат процесса, а не его причину, являясь по существу формальным.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:21
 
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.

Анализ музыкального текста Французских сюит выявляет их сложность и многоплановость. Выше была сделана попытка рассмотрения их с разных позиций: с точки зрения некоторых эстетических принципов эпохи барокко при анализе музыкального языка и системы мотивных связей; с точки зрения содержащихся в них религиозно-философских символов, с позиций чистой музыкальной формы, а также с исторической и жанровой позиций.
Каждый из этих подходов позволяет понять какие-либо отдельные черты структуры и композиционных принципов сюит. Однако ни одного из них недостаточно даже для ясного понимания содержания каждой сюиты, не говоря уже об установлении смысла всего цикла. Благодаря представлению об их чисто светском предназначении сложилось понимание сюиты не как произведения с самоценной сущностью, а как привычного развлекательного жанра, основным конструктивным принципом которого «была неподвижность, единообразие, изобразительность, характеристика» (Б. Л. Яворский) (10, стр. 44). Он пишет: «В сюите... нет принципа соподчинения противоречивых элементов единству конструкции. В сюите все части равноправны, равнозначительны в конструкции; поэтому и сама сюита может быть уподоблена тем крестьянским строениям, в которых под одной общей крышей, в виде одной "кровельной» конструкции, одной конструктивной ладотональности, без всякой перспективы, ютятся и хозяева, и птичий двор, и свиньи, и конюшни, и хлев, и стойло, и сеновал, и амбары... Сюита... основывала свою конструкцию на периодичности, устойчивости, выключала соотношение энергий» (там же).
Возможен и другой взгляд, если допустить, что сложность и многоплановость формы сюит диктуется заложенным в них глубоким философским содержанием.
Когда говорят о философском содержании музыкального творчества Баха, на первый план совершенно справедливо ставят религиозно-философские проблемы, выдвинутые Реформацией и Возрождением, которые можно кратко сформулировать как проблемы гуманизма. Однако проблемы гуманизма не были единственными философскими проблемами, волновавшими людей в то время. Параллельно происходил бурный процесс развития наук, связанный с необходимостью коренного пересмотра многих представлений об окружающем мире. В частности, с конца XVI до середины XVIII веков происходило осмысление человечеством идеи движения.*
Античность и Средние века представляли мир статично и движения, по существу, не понимали, что выразилось, например, в знаменитых софизмах Зенона о стреле, об Ахиллесе и черепахе. В XVI - начале XVII веков Коперник и Кеплер открывают законы движения планет. Галилей разрабатывает основы динамики и законы инерции. Лейбниц (1646-1716) и Ньютон (1643-1727) создают дифференциальное и интегральное исчисления, то есть математическую теорию движения. Законы Ньютона завершают пересмотр представлений о механическом движении и создают фундамент классической механики.
Задачи эпохи решает не отдельная личность, а человечество в целом. Общий интерес к движению выдвигает и в музыке жанр, дающий способ музыкального постижения идеи движения, - сюиту. В музыке абстрактно существует движение в разнообразнейших формах - ритмической, мелодической, интонационной, тембровой, динамической и др. Вследствие своей бесконечной подвижности музыка позволяет реализовать и созерцать самые разнообразные виды движения, превращаясь таким образом в метод его медитативного постижения. Она дает интуитивное проникновение внутрь движения, позволяет видеть его одновременно и обобщенно, и в мельчайших деталях.
Инструментальная музыка дает возможность, абстрагируя мелодию и ритм от их конкретного материального воплощения в пластике, сделать их гораздо более конкретными в собственно музыкальном звучании и тем самым реализовать
*Поэтическим выражением идеи движения является, в частности, стихотворение Дж. Бруно:
Покоя нет - нее движется, вращаясь,
Па небе иль под небом обретаясь,
И всякой вещи свойственно дниженьс,
Близка она от нас иль далека,
И тяжела она или легка.

стремление Декарта к созданию абстрактно-конкретного понятия, «которое бы обладало непосредственной очевидностью представления и, вместе с тем, не имело бы его чувственного признака».
Не случайно расцвет жанра сюиты совпал по времени с эпохой разработки классических методов описания движения в физике и математике. В этой связи становится понятным интерес к сопоставлению типов движения в сюитах, отмечавшийся многими исследователями.
Изложенное относится, конечно, не только к сюитам Баха, но и ко всей истории жанра сюиты в эпоху барокко и в особенности к ее немецкой традиции, к которой, как уже отмечалось выше, принадлежат и Французские сюиты Баха. В то же время французская тенденция к программности в сюитах является, при таком их понимании, упадком жанра.
Бах выявил эту идею наиболее совершенно, существенно абстрагировав движение в сюите от его жанровой первоосновы и трактовав сюиту как сопоставление и развитие типов движения в чисто духовном гимне.
А. Швейцер отмечает: «Бах выражает в музыке все, что так или иначе соответствует движению, которое можно передать звуковой линией», относя свое высказывание ко многим произведениям Баха. Особенность сюит, в частности «Французских», состоит в том, что анализ движения является их главным содержанием.
Взгляд на структуру сюит Баха как на сопоставление типов движения высказывал А. Швейцер: «В аллеманде Бах передает полное силы спокойное движение; в куранте - умеренную поспешность...; сарабанда у него является изображением величавого торжественного шествия; в жиге, наиболее свободной форме, главенствует полное фантазии движение». Б. Л. Япорский определял сюиту как сопоставление «моторных схем». М. С. Друскин писал: «Бах, опираясь на... конструктивные закономерности, сопоставлял типы движений, контрастно их противополагал и одновременно объединял мотивно-вариационной техникой».
Однако, если учесть глубину разработки Бахом общего для всех сюит принципа сопоставления типов движения в отдельных частях, можно гораздо более полно понять структуру отдельных сюит и цикла в целом.
Движение представляет собой изменение в пространстве и времени и связано с некоей причиной - энергией. Аллеманда является первым изучением структуры пространства, в котором будут развиваться первоначальные идеи - зародыши движения. Пока это еще почти статика - типология пространства. После первого ориентирования в пространстве куранта, со своим вьющимся лентообразным рисунком, осуществляет смелый охват всего пространства в более раскрытом, «раскрученном» движении. Выражаясь терминами механики, она соответствует кинематике. Сарабанда - энергетический центр движения - выявляет его первопричину. В ней происходит философское осмысление, созерцательное погружение в идею. Вставные танцы демонстрируют уже движение под действием определенной силы, переводят его в более осязательные конкретно-образные формы. В механике они соответствуют динамике. Полифонизированная обобщающая жига дает сложение и наложение разных типов движения в одновременности. Здесь демонстрируется полное овладение пространством, временем, динамикой, и на его основе достигается свобода сложнейших, последовательных и одновременных движений.
Глубина и сила воздействия Французских сюит в большой мере объясняется тем, что ото музыка как бы не сочиненная, а услышанная в исходном тематическом материале. От каждой аллеманды Бах приходит к разным результатам. Различие природы материала диктует различие музыкалыюго оформления и структуры сюиты, которая развивается так же легко и естественно, как растет дерево - как бы не по воле
композитора, а лишь под его наблюдением. Это проявляется и в различии композиций минорных и мажорных сюит. Минорные сюиты построены на сопоставлении музыкальных символов. Они выражают определенное понятие, мысль. Широко использованные в них музыкально-риторические фигуры передают аффект - душевное движение.
Основой композиции мажорных сюит являются сложные мотивные связи, выявляющие разные грани материала. В них преобладает высокая степень процессуальности и разветвленности формы.
Описанные особенности соответствуют разным объектам движения: движение мысли, движение эмоции и движение per se, т. е. в чистом виде. В минорных сюитах мысль неотрывна от эмоции, причем движение мысли приобретает абстрагированный характер: оно не содержит конкретной программы, а является сопоставлением мыслительных образов в виде музыкальных символов. В мажорных сюитах с их подробной системой вычленения, развития и суммирования мотивных идей, со сложной перекрестной симметрией, главенствует идея движения в чистом виде.
Величие Баха сказалось в том, что ом сумел выявить, глубоко развить и сопоставить идеи движения самых разных объектов, от чисто музыкальных (мелодии, гармонии, полифонии) через психологические* (движение образов, мыслей, эмоций, смыслов) к совершенно абстрактным, рассматриваемым физикой и математикой.
При таком подходе Французские сюиты Баха предстают как результат осмысления и анализа в образно-интуитивном преломлении различных типов движения в духовном плане, и таким образом вырастают как бы в целый философский трактат, который можно было бы назвать «De natura motus» - «О природе движения». Тогда сложность и богатство их содержания приходят в соответствие со сложностью и богатством композиционной структуры.
В каждой из Французских сюит происходит процесс развития движения, в котором она предстает не просто как расположение частей, а как исследование процесса становления и раскрытия идеи движения в его разных типах, как любование движением. Такой взгляд на сюиту помогает охватить содержание сюитного цикла, проанализировать в деталях его музыкальную конструкцию и тем самым создать предпосылки для более содержательного исполнительского прочтения.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:22
 
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

Мотивное родство - традиционный прием связи частей сюиты в единое целое, вплоть до превращения сюиты в цикл вариаций на одну тему, как в сюите Букстехуде на хорал «Auf meinen lieben Gott». Мотивные связи во Французских сюитах Баха, являясь приемом организации формы, становятся также способом   раскрытия   содержания.   «Такую   музыку   надо   не просто слушать, а вслушиваться в нее, как всматриваешься в сложный узор. Вся она пронизана знаками, намеками, причем  не  понятийными,   не опосредованно-ассоциативными,   а чисто музыкальными: то тут, то там промелькнет какой-либо мотив,  ритмоинтонационный   или  гармонический  оборот,  от которого протянутся далекие, еле уловимые слухом нити - от одного раздела пьесы к другому, либо от этой пьесы к следующей. Любой такой мотив требует повторения - и именно в этих повторах обретает реальную жизнь. Все взаимосвязано...».
В музыкальную ткань аллеманд вплетены несколько мотивов - прообразов движений, которые будут реализоваться и развиваться в частях цикла, причем в каждом цикле неповторимым образом, по своим, только ему присущим законам. «В мотиве... заключено основное устремление, прообраз движения, господствующего на больших протяжениях, нередко во всем произведении, и сообщающего ему его характер». С этой точки зрения аллеманда - не только вступительный танец-«приветствие», но и «изложение темы речи» всего цикла. По словам М. Друскина, «...аллеманда начала выполнять функцию интонационно-тематической «завязки» цикла, ввода в него».
В Музыкальном словаре Вальтера (1732) сказано: «Аллеманда в музыкальной партите является одновременно пропозицией, из которой... куранта, сарабанда и жига производятся как ее варианты». Маттесон определяет характер аллеманды как Ruhe des Anfangs - «спокойствие зарождения». В этих высказываниях ясно определена роль аллеманд как первого раздела музыкально-риторической диспозиции, о чем будет подробнее сказано ниже.
Рассмотрим функции мотивных связей на примере сюиты d-moll. Аллеманда содержит четыре мотивные зерна (идеи). Самый важный из них - мотив креста. Ему сопутствует тетрахорд, выстраивающийся в довольно продолжительные линии - catabasis, и меняющий направление во второй половине пьесы как инверсия - anabasis. Эти два мотива станут основным   музыкальным   материалом   сарабанды.   Символ   креста проводится здесь в инверсии.
Это дополняет смысл музыкальной речи: нисходящий мотив креста в аллеманде в системе символики Баха означает уже свершившуюся крестную муку и приобретает значение «искупления», а восходящий является знаком сиюминутной остроты трагизма. Нисходящий тетрахорд полностью соответствует символике, означая оплакивание (см. пример).
Промелькнувший мотив с характерной ритмоформулой: 16-я -2-е 32-ых-2-е 32-ых- 16-я - достаточно детально разрабатывается во втором разделе аллеманды, чтобы не остаться незамеченным. Этот второстепенный для аллеманды мотив является главной тематической ячейкой куранты, что позволяет рассматривать последнюю как антитезу аллеманде.

Для более экспрессивных по содержанию сюит d-moll и h-moll Бах предпочел французский тип курпнты с полифоии-зированной фактурой и сложным размером (3/2, 6/4). По типу движения они меньше контрастируют с аллемандой, чем итальянские куранты с их стремительностью и определенностью характера. Но пружинистая энергия их мотивов, взрывчатость внутренних структур, тактовых и имитационных, прихотливая ритмическая игра двух- и трехдольности восполняют постепенность развития аллеманд. В них возникаст внутреннее сопротивление, проявляющееся в напряженных остановках и ассиметричных перебоях движения. Так, например, комплементарная ритмика куранты h-moll резко перебивается синкопами верхнего голоса, смещающими ритмическую структуру.


В противовес свободному, бесконфликтному развертыванию движения в аллемандах, куранты французского типа аккумулируют энергию напряжения. В этом их преимущество перед итальянскими, которые «более стабильны и в меньшей степени требуют за собой следующую часть», четко замыкая первый раздел цикла, в то время как куранты французского типа благодаря структурной усложненности подготавливают дальнейшее развитие и являются связующим звеном к сарабанде.
Подобная функция куранты свойственна всем трем минорным циклам. Куранта сюиты c-moll представляет собой слияние обоих типов: двухголосное изложение и трехчетвертной размер итальянской куранты сочетается с ритмической прихотливостью и сложностью мелодического рисунка французской куранты.
За такими курантами следуют сарабанды кантиленного плана, построенные на мотивах-символах. Они углубляют и раскрывают смысловую и эмоциональную линии цикла, усиливают экспрессию.
Следующие после них вставные танцы создают эмоциональный контраст типа релаксации (расслабления), носят интермедийный, «рассеивающий» характер. Сказанное подтверждают два менуэта сюиты d-moll. Материалом для первого из них послужила четвертая мотивная ячейка аллеманды - разложенные трезвучия, септаккорды, восходящие секстаккорды.

При этом в мелодической линии содержится скрытый мотив креста. В менуэтах просвечивает и основной мотив куранты в сочетании с типичной формулой медленного каданса. Таким образом, в менуэтах происходит суммирование, слияние пары противопоставлений: аллеманды-тезы и куранты-антитезы.
Итогом развития цикла d-moll, синтезом всех основных движущих мотивов является по традиции жига. Она наделена результирующей функцией; в ней яростно утверждается основной тезис - два первых мотива аллеманды. В жиге он усилен обостренным ритмом и мощным энергетическим импульсом от столкновения в теме противоположных направлений.
Итак, мотивные связи сюиты не только цементируют цикл - они имеют драматургическое значение как в раскрытии смысла, так и в организации формы. Смысловая линия, постепенно углубляясь к сарабанде (почему и понадобился французский тип куранты), через вставные менуэты подводит к синтезированию, обобщению и акцентировке внимания на утверждении главного тезиса в жиге. При этом создаются арки симметрии, благодаря которым композиционная структура сюиты становится не линейной, статичной, а приобретает характер живого становления из разнонаправленных устремлений. Возникают спирали, «завихрения» конструкции, усиленные соединением частей в определенные блоки.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:21
 
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.

Мелодическая фантазия Баха проявилась в сюитах чрезвычайно щедро. Каждая сюита имеет индивидуальное «мелодическое лицо», характерную пластику линий. При этом своеобразие языка вырастает из общезначимого лексикона эпохи барокко, в котором большое место занимали музыкально-риторические фигуры.
В аллемандах использованы спокойные, умеренно аффектированные мелодические обороты: фигуры восхождения и нисхождения (anabasis и catabasis) как изображение движения; формулы поклона, приветственного жеста; мотивы «вьющегося» движения. Часты излюбленные в эпоху барокко «малые диссонансы», задержания в средних голосах для выражения нежной жалобы, томления, страдания; восходящие малые секунды - носители грусти, меланхолии; уменьшенные и увеличенные кварты как выражение горькой печали.
В сарабандах спектр применения фигур шире, они острее по аффективным свойствам, подчеркивая напряженность эмоционального тонуса и значимость смыслового содержания сарабанды,   ее   личностный   характер.   Это   неприготовленные диссонансы, выражающие, по словам Ж. Рамо, «отчаяние или чувства, ведущие к исступлению и в которых есть что-либо поражающее» ; восходящие сексты - формула восклицания (cxclamatio); интонации вздоха; мелизмы - трели, группетто, пральтриллеры, передающие дрожание голоса и как бы «раскачивающие» звуки. В мажорных сарабандах появляется не свойственная минорным ритмическая формула шествия - пунктир и четверть: согласно Кванцу, «пунктированные ноты в сочетании с выдержанными серьезное и патетическое выражают» (7, стр. 65).
Музыкальный язык курант и, в особенности, вставных танцев больше отражает внешний рисунок пластического жеста, влияние жанра в них заметнее. Сольно-парная, «фигурная» природа их танцевальности привела к закреплению за определенными «па» характерных мелодических оборотов. Таковы круговые, «скрученные» в спирали мотивы курант, сочетающиеся в итальянском их типе со стремительным разбегом гаммообразных линий. В менуэтах это формулы медленного каданса и фигуры типа группетто - ciclosis; мелодические обороты, вызывающие зрительные ассоциации с цепочкой фигур танца: поклонов, изящных поворотов, реверансов и т. п. В гавотах и бурре отразились интонационно-ритмические форктулы «подпрыгивания-приседания» и дробного частого «притоптывания». Жига как итоговая часть цикла соединяет жанровость с обобщенностью полифонического развития.
Таким образом, мелодический язык сюит сохраняет отпечаток характера движений в танцах, породивших соответствующие части сюиты, но, выстуая в роли риторических фигур, он переводит это движение в драматургический план и тем самым в значительной степени отрывает его от исходного материального движения в хореографическом понимании.

 

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:20
 
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.

Искусство эпохи барокко эмблематично. «Метафоры, сравнения, отвлеченные понятия приобретают роль знака, общепонятного в условиях данного типа культуры, преобразуются в эмблемы». Эта особенность отразилась и в музыке. За рядом устойчивых, отшлифованных временем интонаций закрепились семантические значения, превратившие их в музыкальный символ - выражение в звуках определенного понятия, идеи. Таков мотив креста, символа крестной муки - основа мелодики аллеманды d-moll; он развивается в сарабанде,  приобретая  обостренную  напряженность  интонаций.
Мотивным ядром аллеманды h-moll является символ предопределения. В хоралах «Christ lag in Todcsbandcn» («Христос лежал в пеленах смерти») и «Was mein Gott will, das g'scheh allzeit» («Что мой Бог хочет, то сбудется») на подобный мотив приходятся слова: «Вера принимает смерть» и «То сбудется»: фа-диез-си-ля-диез-си.

За восходящими звукорядами закрепилась символика воскресения, за нисходящими - умирания, «положения во гроб». Печальная согбенность нисходящих звукорядов присутствует во всех сарабандах. Особенно заметна их роль в сарабандах d-moll и Es-dur, где нисходящие мотивы проводятся как равноправные с главным материалом. Эти «знаки печали» также характерны для музыкальною языка И. С. Баха.
Символ сострадания - восходящее трезвучие с секундовым завершением - лежит в основе сарабанды h-moll. Тот же смысл присущ ему во вступительном хоре из «Страстей по Матфею» на слова «Придите, о дочери, помогите мне оплакивать» и в прелюдии fis-moll II том XTК.
Использование мотивной символики в сюитах не случайно.
Если рассматривать все шесть Французских сюит во взаимосвязи мотивных соотношений и порядка ладотональностей, можно прийти к выводу о смысловом единстве цикла.
В эпоху барокко была распространена семантическая трактовка тональностей, за которыми закреплялись типологические значения. Так, тональность D-dur выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность h-moll считалась «пассионной», связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Для выражения печали, траурности использовался c-moll. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Es-dur с его тремя бемолями . Одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяемая Бахом для выражения радостного чувства - G-dur. Тональности A-dur и E-dur - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера.* В свете этого взаимозависимость тональностей и символов во французских сюитах может читаться так: патетический d-moll с символом крестной муки; печально-горестный c-moll с интонациями креста в обращенном, «закрытом» варианте (в сарабанде) в качестве символа свершившейся крестной муки; страдальческий h-moll с символом предопределения. После группы минорных сюит, связанных с драматически-скорбными образами, идут три мажорные сюиты: Es-dur - просветление, основанное на вере в волю Бога (символ Троицы); G-dur - светлая радость, юбиляции в мажорных трезвучиях, составляющих основную мотивную идею сюиты; E-dur - мягкая оживленность с «благодарственными поклонами» в аллеманде, юбиляциями в куранте и пасторальностью вставных танцев.
Такое сопоставление тональностей и использование символов, однако, не дает оснований для того, чтобы нагружать сюиты религиозно-философским содержанием. Даже при широком использовании мотивной символики, например, в сюитах d-moll и h-moll их не удастся прочесть на основании символов как связный и логически осмысленный текст, подобно прочтению Б. Л. Яворским прелюдий и фуг ХТК. Поэтому символы в сюитах воспринимаются как некое образное представление мысли и являются более высокой ступенью абстракции, чем сама мысль.
Что же касается общей композиции цикла Французских сюит по тональному признаку, то она вряд ли была рассчитана на религиозное прочтение и скорее явилась подсознательным результатом философско-эстетичсских представлений Баха. Но, каковы бы ни были его причины, сам факт организации сюит по определенному принципу говорит о том, что цикл сюит, написанных одновременно, не является случайной подборкой пьес. Поэтому в сюитах должно присутствовать общее содержание, объединяющее их в единый цикл.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:20
 
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 7 из 14.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 275 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru