Рейтинг@Mail.ru
Целостный анализ музыки


О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха

Жанровая первооснова движения.

При всей удаленности сюитных танцев Баха от их жанровой   первоосновы   прообраз   танцевального    (материального) движения в них все же явственно ощущается.
Так, в аллеманде отразилось неспешное, умеренно церемонное «продвижение многих пар через анфиладу комнат». Этот своеобразный «немецкий полонез», которым открывались придворные празднества при дворах владетельных сеньоров, сопровождался взаимными приветствиями и короткими репликами, что получило отражение в полифоничности изложения аллеманды, во взаимных «перебиваниях» голосов, в сложности сплетения отдельных «недосказанных» мотивов, которые составляют ткань аллеманды.
Куранта - сольно-парный танец франко-итальянского происхождения. Фигуры (па) танца могли свободно варьироваться, менять размер и рисунок, что проявилось в пластичности мелодики, ритмики и полифонии курант. Круговое вращение танцевальной пары предопределило гибкость и закругленность фразировочного рисунка.
Сарабанда,   торжественно-сосредоточенный   скорбный   танец-шествие,  возник в Испании  как церковный обряд,  род крестного хода (sacra banda) с плащаницей, совершаемого в церкви по кругу, а позднее - обряд торжественного погребения, прощания с усопшим. Движение «вокруг», обход «кругом» отразились в кругообразном строении сарабанды с периодическим возвратом к исходной мелодической формуле. Характерные остановки  на  вторых  долях такта  подчеркивали скорбную сосредоточенность, как бы «затрудненность» движения, вызванную горестным чувством. С течением времени сарабанда приобрела значение символа, выражения печально-торжественного, углубленно-психологического и часто траурного начала. Эта глубина содержания и сосредоточенность состояния закономерно привели  к тому,  что сарабанда стала смысловым и психологическим центром сюиты.
По вопросу происхождения и национальной принадлежности жиги в музыкальной литературе встречаются разногласия. Одно время установилось мнение, что это танец английских матросов. А. Швейцер же производит слово «жига» от шутливого французского названия старинной скрипки «giguc» -«окорок», и трактует его как танец скрипача. Скрипичное происхождение жиги явствует из характерной фактуры изложения мелодии, присущей большинству баховских жиг. Существует много разновидностей жиг: старинная кельтская, французская лютневая четырехдольная гомофонного или имитационного склада, французская клавирная трехдольная с пунктирным ритмом и полифонизированной фактурой (тип «канари»), как, например, во Французской сюите c-moll; итальянская скрипичная жига с триольным ритмом, складывающимся в четырехдольность, как в сюите G-dur. В творчестве Фробергера сложилась фугированная жига в двухчастной форме, где вторая часть построена на обращении основной темы. И. С. Бах заимствовал эту форму у Фробергера, введя в нее все разновидности жиги. Фугированность придала первоначально сольной или парной жиге характер коллективности, завершающей всеобщности   танцевального действия, благодаря чему жига стала заключительной частью сюиты.
Основные танцы в сюите ко времени Баха уже отдалились от танцевальной первоосновы и стали скорее определенными типами движения. Ф. Куперен в поздних сюитах вообще отказывается от танцевальности, превращая сюиту в цикл миниатюр, состоящий из жанровых, пейзажных и психологических зарисовок. У Баха же происходит поистине удивительная вещь* - традиция жанра сохраняется во всем многообразии и при этом поднимается на высокий уровень обобщения. Через жанр, явственно просвечивающий сквозь обобщенно-полифоническую форму, Бах выражает определенное музыкальное и философское содержание.
В понимание цикла сюиты Бах также вкладывает много нового, трактуя традиционные части (аллеманду, куранту, сарабанду и жигу) иначе, чем вставные номера. Он полифонизирует основные танцы, часто приближая аллеманду к прелюдии, жигу к фуге. Так, жига во французской сюите G-dur представляет собой трехголосную фугу, Сарабанду Бах преподносит как «медленное или умеренное движение на 3/4, стремясь, как будто, только не противоречить основным устоям танцевальной схемы. Например, такая, казалось бы, ограничивающая ритмическую фантазию деталь, как остановка на второй доле такта, нисколько не мешает редкостному разнообразию в ритмическом движении баховских сарабанд».
Вставные же танцы, облегченные по фактуре, сохраняют ясную жанровую определенность. В книге Ж. Тьерсо «Народная песня во Франции» приведена историческая справка о введении в танцевальный этикет вставных танцев: «Маргарита Валуа, имевшая красивые ноги, сменила basses danses (танцы понизу), в которых ходили, на бурре, в котором подпрыгивали».
Вставные   танцы   назывались   ранее   Galanterie,   позже   -Intermezzi. Шпитта называет их интtрмtдийными. В словаре Д. Грова отмечается: «вставные танцы хорошо отвечают требованиям формы,  увеличивая равновесие цикла по другую сторону сарабанды». Вставные танцы закрепляют «круговое» строение сарабанды в отличие от «линейности» первой пары танцев  и  «крепко увязывают драматургический  узел цикла». По мысли Т. Ливановой, они представляют собой своеобразные интермеццо в циклах. Это является особенностью сюитной композиции Баха. Вторую особенность Баховских сюит Т. Ливанова видит в тяготении к определенному   «эмоциональному   центру»    внутри   сюиты,   который очень часто становится лирическим центром. Его функцию выполняет в основном сарабанда.  Роль лирического центра возрастает в связи с контекстом (подвижная куранта с одной стороны - и «рассеивающее» интермеццо с другой). Это дает право говорить о перерастании контрастов динамических в контрасты эмоциональные и образные (при сохранении первичных сюитных контрастов). Финальная жига одновременно отвечает интермеццо по своей определенности, яркости, и в то же время противоречит ему по своей насыщенности полифонией. Таким образом, жига играет роль «компенсирующего финала».
Вывод, который делает из вышеуказанного Т. Ливанова, заключается в мысли о том, что Бах «намечает внутри танцевальной сюиты новые функции некоторых частей, выдвигая в качестве опорных точек цикла лирический центр, интермеццо и финал, и кладя в основу композиции новый, более высокий тип контраста».
Из анализа структур сюитных циклов выявляются и другие существенные драматургические функции вставных танцев у Баха. Главным является их смысловое назначение. Они возвращают формулы движения (мелодического или ритмического), заложенные в начале сюиты, выявляя и обыгрывая содержащиеся в них главные мелодические идеи. То, что во вставных номерах танцевальная основа более очевидна, чем в основных танцах, подтверждает эту их функцию. Поначалу абстрагированная, очищенная от бытового жеста музыкальная мысль приобретает большую материальную наполненность, вызывает ассоциации зримой пластики. Идея движения получает образную конкретность жанрового выражения. В рассмотрение вводится инертная масса, движимая силой, проявленной в сарабанде.
Таким  образом,  танец обобщенный,  как средство,  через
которое Бах выражает определенное содержание, противостоит танцу в его первоначальном назначении.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:19
 
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Неаполитанская гармония в музыке И.С.Баха

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха

Общепринято, что музыке И. С. Баха свойственны проникновение в сложный внутренний мир человека, выражение его глубинных состояний, что главное в музыке Баха - это смысл, выражение сущностного содержания.
Казалось бы, особняком в этом отношении стоят сюитные циклы И. С. Баха. Они обычно рассматриваются как привычный светский жанр, несущий в силу своей танцевальной специфики довольно ограниченную информацию. Если бы это было так, то из всего музыкального наследия Баха сюиты представляли бы единственный жанр, музыка которого лишена глубокого содержания. Построенная на определенном сопоставлении танцев, инструментальная сюита потеряла ко времени Баха свое прикладное назначение, отошла от жанрового первоисточника. Однако неясно, приобрела ли она новое значительное содержание, утратив старое, и если нет, то почему этот жанр мог интересовать композиторов и слушателей в течение почти двухсот лет, сохраняя в общих чертах свою традиционную схему. Попытаемся ответить на этот вопрос на примере анализа Французских сюит И. С. Баха для клавира.
Шесть сюит для клавесина, получившие название «Французских», были написаны И. С. Бахом не позднее Кетенского периода. Неполный автограф этих сюит (без шестой) содержится в первой «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» (1722). Окончательный вариант всех шести сюит содержится в копии, сделанной учеником Баха Гербером (1725), в которую Бах внес некоторые текстовые и штриховые поправки.
В Кётенский период (1717-1723) Бах написал большую часть светских оркестровых и инструментальных произведений. Эта направленность творчества объясняется отчасти тем, что Кётен был кальвинистским городом, и Бах как лютеранин не мог занимать в нем церковной должности.
В литературе отсутствует однозначное решение вопроса о происхождении названия сюит (как французских, так и английских). По мнению Форкеля французские сюиты получили свое название потому, что были написаны во французском вкусе. Б. Л. Яворский указывает на их соответствие французской схеме basses danses , представляющей собой цикл плавных, степенных, важных танцев без прыжков. В этот цикл входили реверансы, которым в сюите соответствовали паваны и аллеманды; хоровод - ему соответствовали гальярды и куранты; променад - соответственно сарабанды, и le tordion (tordre - крутить, вертеть) - жиги. Еще одна предполагаемая причина та, что вставные номера  во Французских сюитах - исключительно французские танцы.

Названия «англез» и «полонез», возможно, вызовут возражения, но англез - разновидность французского гавота, а полонез в сюите E-dur представляет собой «менуэт-полонез», как он озаглавлен в списке Гербера.
В процессе развития сюитного жанра происходило освобождение музыки от жанровой первоосновы, как ее первоначального содержания. Его место должно было занять новое содержание. Здесь было два пути: наполнять сюиту программностью, либо трактовать ее как чистое движение.
Первая тенденция проявилась уже в сюитах Букстехуде, в которых он «изобразил искусно природу и свойства планет», и у Фробергера, представлявшего «на простом клавире целые истории с описанием, включая портреты лиц с их свойствами души».
Такая тенденция особенно развилась во французской музыке, пошедшей по пути превращения сюиты в цепь психологических, жанровых, портретных зарисовок. Ф. Куперен давал в своих сюитах «своеобразную, живую, звучащую газету придворных злободневных событий и характеристику героинь дня». В этом сказывалось театральное влияние, намечался уход к программности, в сторону внешних, материальных проявлений движения.
Одновременно в немецкой композиторской школе существовала вторая тенденция в развитии жанра. Движение в сюите абстрагируется, превращаясь в сопоставление различных его типов. В особенности ярко это проявилось в сюитах И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. С этой точки зрения «Французские сюиты» Баха, по существу, не являются французскими, так как опираются на классическую немецкую традицию.

Носина В.Б.

Обновлено 01.03.2011 11:18
 
Шуман. «Отчего?». Целостный анализ.  E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

см. также целостные анализы Шуман. «Новелетта» F-dur op.21 №1

Шуман. «Новелетта» D-dur op.21 №5

Гармония романтической музыки

Анализ формы Шуман «Симфонические этюды»

Формы музыкальных произведений Шумана

Шуман «Warum?» («Отчего?»). Из цикла «Фантастические пьесы»

«Фантастические пьесы» сочинены в 1837 году. Шуману — 27 лет; уже созданы «Бабочки», «Интермеццо», Токката, «Карнавал»,
«Симфонические зтюды», сонаты fis и g, Фантазия. Остался лишь год до «Крейслерианы» и «Детских сцен». Уже существовал и действовал в воображении Шумана кружок «Давидсбюндлеров». Словом, это был самый живой, страстный и активный период творчества и личной жизни. Именно в этот период Шуман смог так сильно, так небывало воплотить некоторые из лучших сторон и завоеваний романтизма.
Одна из самых драгоценных черт музыкального романтизма — гуманность, любовь к человеку, величайшее внимание ко всем — явным и потаенным — сторонам его душевной жизни. «У романтизма был свой акцент и свой главный вклад — он показал сокровища сердца», (Житомирский. Роберт Шуман). Отсюда возникает характерный шумановский жанр — картина настроения, одухотворение, поэтизация чувства, раскрытие прекрасного в человеческих эмоциях. Данное чувство как будто единое, неизменное, воплощается не в статике, а во всех его переливах, переменах. Необычайна отзывчивость на самые малые, самые тонкие проявления и оттенки чувства.
Что можно сказать о замысле, об идее анализируемой пьесы, ее эмоциональном облике? Первым ориентиром для нас служит заглавие: оно говорит о воплощении идеи вопроса, ожидании ответа, объяснения.  
Разумеется, не может быть и речи о том, чтоб ограничиваться ссылкой на наименование произведения, когда речь идет о раскрытии содержания. Эта ссылка может быть лишь удобным отправным унктом. Но не следует и недооценивать ее, впадать в противоположную крайность: у композитора, подобного Шуману, заглавие должно заставить призадуматься, в особенности же если оно в каком-либо отношении необычно. А данное заглавие, действительно, очень необычно: всего лишь краткое слово, сопровождаемое редким для заголовка знаком препинания («?»), слово, заключающее в себе нечто неразъясненное, загадочное, скрывающее какую-то тайну.
Не забудем, что, предваряя музыку таким заголовком, Шуман тем самым настраивает слушателя определенным образом, дает направление восприятию. Анализ музыки подтвердит правдивость и обоснованность заглавия. Но, предупреждая результаты анализа, мы можем уже сейчас
сказать, что формулировка содержания как воплощения идеи вопроса является лишь самой общей и не охватывает других важных сторон и оттенков содержания. Они тоже должны будут выясниться в процессе анализа.

Обратимся к тематическому зерну:
Это не просто мотив, это — тема произведения, основная, единственная. Зерно это двойственно: по смене функций DD—D—Т и по ритму (квадратный рисунок с большой заключительной остановкой) оно завершено; но по мелодическому рисунку, по неустойчивости первого момента (двойная доминанта) и по ладовому значению самой мелодии оно лишено полной
завершенности. Первый звук образует в гармонии тритон des — g, второй основной звук (es) caм  неустойчив, последний звук—тоническая терция. Рисунок мелодии таков: постепенное разворачивание, расширение интервалов — прима, секунда, терция, квинта, секста (своего рода раковина или «улитка»); даны два восходящих шага при одном лишь нисходящем, мелодия заканчивается шагом вверх. Нет ни интервального свертывания, ни спада; к концу дано небольшое crescendo, а не diminuendo3.

Первые четыре звука мелодии почти тождественны романтическому «мотиву вопроса».
Вспомним некоторые примеры, где вопрошающая интонация или интонация ожидания, неудовлетворенности выражена восходящим шагом: романс Чайковского «Отчего?» (то же название!). Здесь налицо и родственные восходящие интонации, и обращение к поэту (Гейне через Мея), близкому Шуману. Напомним также заключительную интонацию вступления к арии Ленского («златые дни?»).

Своего рода доказательство «от противного» — прощальные интонации обратного направления III ->I от тонической терции к npиме: окончания первых частей 12-й и 17-й сонат, особенно же «Lebe wohl» 26-й сонаты Бетховена; окончания 8-го ноктюрна  Des-dur, баллады g-moll и первой части баллады F-dur Шопена; «прощание с учителем» — Л. В. Николаевым, которое видят в главной теме первой части 2-й фортепианной сонаты Шостаковича. Еще очевиднее семантика троекратной басовой интонации F—D в коде первой части его 5-й симфонии. В создании эффекта скорбно-примиренной прощальности участвуют  интонации V—I   (трубы,  литавры   pp) III—I  (струнные и арфы в глубоких басах), хроматическое «расставание со звукорядом»  (челеста), одиноко-тоскливый звук солирующей скрипки, символизирующий уход в бесконечную высь;
3 «Музыка как бы воспроизводит из обычной речевой интонации вопроса ее две характерные черты — линию повышения и незавершенность окончания (Житомирский Д. Цит. соч., с. 356).

все это дано троекратно,    по традиционной    формуле   прощания. В этом гениальном эпизоде для нас особый интерес представляет взаимооттеняющее действие двух интонаций:  жестковатая, бесповоротная утвердительность V—I  (ямб, восхождение) смягчается и переосмысляется терцовостью III—I  (хорей, ниспадание). Весь идеально гармоничный комплекс в  слиянии его  разнообразных сторон оставляет сильнейшее впечатление. «Прощальность» связана с завершением, окончательным утверждением. Таким образом, противоложная  семантика  —  вопросительно-незавершаемая — может быть выражена обратным интонационным    ходом I ->I I I . Вернемся к двойственности главного мотива. В силу его частичной завершенности   он, во-первых, звучит кратким  афоризмом,  а во-вторых, пригоден как для начала, так и для окончания. Он может быть концом и для первой части, и для всей пьесы. С другой стороны, благодаря незавершенности, он способен выражать основную идею пьесы.

Но отчего Шуман не воплотил вопрошающий характер более сильно, недвусмысленно? Отчего он не сделал этого  (например, как в начальном мотиве прелюдии A-dur Шопена? Столь прямо поставленный в музыке вопрос требует быстрого ответа (как это и сделано - у Шопена). Шуман же хотел, очевидно, дать лишь   первый  намек  на идею вопроса, а затем, шаг за шагом развивать, усиливать, углублять ее. Обратимся к фактуре. Она диалогична в силу имитационности.

Ведь вопрос, если ему посвящено целое произведение, не может быть однократен, не может быть задан лишь однажды. Он должен возникать вновь и вновь. Другими словами, он неотвязен. Это — вторая важная сторона содержания. Репризностъ в пределах периода послужила средством для ее воплощения.   
Строение начального периода предвосхищает структуру всего произведения; налицо два концентра, в каждом из коих — «идея»,афористически выраженная как зерно, затем — ее развитие и возврат.
Переходя к анализу середины, мы прежде всего замечаем, что мотиву поначалу сообщается минорная окраска (транспозиция «зерна» в f-moll). Но все остальное дано в ином гармоническом плане и поражает глубиной неустойчивости. В целом середина звучит как типичный оминоренный предыкт к некоему мажору, но необычна его направленность: ведь Es-dur ceредины есть DD по отношению к главной ладотональности. Столь отдаленное соотношение станет понятнее, если мы определим его точнее — как предыкт не только к репризе вообще, но, в частности, к ее первому аккорду (он же начальный аккорд пьесы),-такие дальние или косвенные предыкты иногда применялись в романтической музыке (Лист, «У родника»). Этот первый аккорд, на который нацелена середина, — DD Des-dur. Он словно
принят за тонику, устой для середины. Вот почему доминантовый предыкт к нему в свою очередь есть D к DD, иначе говоря — тройная D. Как видим, композитор глубоко вторгся в область неустойчивости, и это явно связано со всем замыслом произведения.   
В середине Шуман нашел новую форму для выражения идеи вопроса. Гармония сугубо неустойчива, все мотивы лишены нисходящего завершения (в первой части только основные мотивы— «края периода» были таковы). Дважды возникает, как бы «обнажается» подлинный «мотив вопроса» (ges — f — as), который близок вагнеровскому «мотиву судьбы». Структура представляет собой дробление без замыкания (4, 4, 2, 2, 2) и служит той же смысловой цели — учащению вопроса, его интенсификации; основной мотив звучит пять раз (а с учетом имитаций проведен семикратно).
Но вместе с тем становится все более очевидным еще один важный оттенок «идеи»: не только вопросительность и не только неотвязность    вопроса, но и    безответность.    Это ощущается в подчеркнутой повторности неустойчивых   мотивов, в напряженном ожидании разрешения и, наконец, в том, что незамкнутая структура дробления остается без уравновешивания. Запечатлевается лишь все более напряженное  ожидание ответа; характер середины можно было бы определить как мягкую настоятельность. Особенно ощущается эта настойчивая просьба, мольба об ответе именно в момент сжатия построений — в троекратности повтора. Эта троекратность отразится и на репризе.  
В середине было не столь уж трудно усилить, сгустить идею вопроса. Но как поступить в репризе? После неустойчивой середины, где «вопрос» был как нельзя более уместен, устойчивость репризы  могла бы создать нежелательную «ответность». И композитор преодолел эту опасность, притом — двояко: 1) тематическим развитием  негативного  характера и 2) особой гармонической обработкой основного мотива.
1. В чем заключается «негативность» тематического развития? Реприза глубоко преобразована — она сведена к троекратному неизменному проведению основного мотива, который лишился дальнейшего развития, утратил способность к продолжению. Эта замена тематического движения подчеркнутой неизменностью повторов — тоже адекват    безответности. Ведь и в первой части и в середине происходили какие-то смены, процессы мелодико-тематического и гармонического развития — здесь же словно всё отключено, кроме одного-единственного элемента, всё вопрошающего, всё ждущего ответа, реакции на вопрос. Так преодолена опасность ответности. Но отказавшись от мелодического развития, Шуман тем самым сильно  ограничил себя. Не пострадала ли от этого сужения экспрепрессия репризы? Это могло произойти, если бы композитор не возместил ограничение средств репризы особым путем — полифонической концентрированностью. Продолжающий мотив в первой части пьесы появлялся только после умолкания основного мотива, здесь же он вступает на полтора такта раньше; возникает своего рода горизонтально-подвижной контрапункт:
Таким образом, реприза построена на сжатом диалоге, где оба голоса сдвинуты вплотную друг к другу. Это означает, что реприза, вопреки тем ограничениям, какие наложены на нее, очень насыщена в смысле лирической содержательности. К этому достоинству присоединяется и другое: регистрово-мелодическая перекличка означает типическую   семантику   прощания;   таким образом она служит двум целям — и экспрессии и разъяснению формы (ощущение близости конца).
2. Шуман заставил устойчивую часть формы  (репризу)  выражать нечто   неустойчивое,   то есть служить той же вопросительности. Композитор действует путем  гармонического  переосмысления.   Мы только что видели, что ответная    фраза диалога усилила лирическую содержательность репризы и вместе с тем придала репризе прощальный оттенок. Но реприза наделена еще и третьим значением — именно она и осуществляет  и г а р м о н и ч е-к о е  переосмысление.   Прием — один, результаты же столь различны! Шуман расшатывает тонику (повторными сильными отклонениями в субдоминанту — Ges-dur. Они могли бы укреплять тонику, но звук ces, появляясь вслед за разрешением в Т Des образует D7 Ges-dur, который —вместе с двумя предыдущими D7 As-dur и Des-dur — создает «доминантовую цепочку» DD—D—D—>S, а  эта последняя препятствует возникновению заключительного каданса. Друг за другом следуют три тритона.
Вместе с очень ярким тяготением а—b они усиливают субдоминантовый полюс, ослабляя полюс тонический. Вот почему создается впечатление, что тонику дезавуируют, ставят под сомнение; ее устойчивость воспринимается как сугубо относительная. Чувствуется колебание между двумя истолкованиями — то ли устойчивый каданс в Des-dur, то ли неустойчивое «многоточие».? Чарующее впечатление при этом оставляет акустический эффект: ces как 7-й обертон (в должной октаве!) как бы вырастает естественно из глубокого баса Des. Создавая тонкие структурные закономерности, композитор не забывает о красоте звучания («темная бархатность»). Замечательно, что и Шопен прибегал к аналогичному акустическому эффекту, главным образом в той же ладотональности (1-й ноктюрн, перед репризой; 8-й ноктюрн, вторая реприза; кода Колыбельной).
Итак, реприза, несмотря на свою сомнительную устойчивость, звучит как заключение. К ней приложены кодовые приемы, да она, в сущности, и трактована как кода. Резюмируя, можно сказать, что с точки зрения содержания в репризе прекрасно выявлены все три его стороны: она и вопросительна, и настоятельна в своей вопрошающей выразительности, и окончательно безответна.
Шуман сумел избегнуть утвердительности в  репризе, заменив мелодико-тематическое движение неизменным повторением мотива вопроса; в то же время он возместил потенциальное обеднение репризы, подарив слушателям новый, особо концентрированный вариант лирического дуэта. В свою очередь, этот дуэт подчеркивает кодовый смысл репризы, ее грустную прощальность, но вместе с тем придает музыке характер ладовой двойственности, неопределенности, что очень гармонирует с идеей пьесы.   
Можно понять роль этой репризы и более широко. Ведь получив кодовый оттенок, она звучит как нечто послерепризное. Это как бы «уже не реприза»; настоящей же репризы словно бы и не было - разработочная или развивающая часть, минуя репризную фазу развития, перешла прямо в коду. «Е щ е не реприза» переходит в «у ж е репризу». В этом смысле маленькая пьеса Шумана открывает большие горизонты, предвосхищая определенный тип реприз, сложившихся в XIX веке, — тип своего рода«разочаровывающих» реприз - они либо не дают в полной мере того положительного, чего ждешь от подобной части, либо звучат преждевременным свертыванием, эпилогом («постреприза» или даже «антиреприза»).
Таковы ноктюрн f-moll, прелюдия B-dur, этюд ор. 25 № 1 Шопена, вторая реприза 123-го сонета у Листа. С особой силой сказывается эта тенденция во вступлении к «Тристану», где подлинной репризы вообще нет: нарастающая предыктовая «предреприза» на доминантовом органном пункте Е — и угасающая, оминоренная «постреприза»— кода. Здесь мы встречаемся не
с чистой лирикой, но с чертами скрытого или даже явного драматизма. Именно под его влиянием реприза принимает необычный вид или даже отсутствует.
Позволим себе пойти еще дальше. Складывается особый вид развития, наблюдаемый в соотношениях разработок, реприз и код IXI—XX веков. В симфонических произведениях большого масштаба этот тип развития служит для выражения идей трагического характера: положительное начало трудно достижимо; оно приходит лишь тогда, когда действие, в сущности, уже закончилось: в эпилоге. Выдающимися образцами этого рода являются первые части 6-й симфонии Чайковского, 3-го концерта Рахманинова, 5-й симфонии Шостаковича.
Само собой разумеется, что видеть прямую, непосредственную связь между скромной пьесой Шумана и грандиозными симфоническими концепциями было бы нелепо. Эта связь носит отдаленный характер и проходит через целый ряд промежуточных звеньев. Но зародыш подобной драматургии уже есть у Шумана.
Возвратимся к явлениям, непосредственно связанным с нашей пьесой. Так же как в музыке для воплощения конфликтности не обязательно сталкивать две резко контрастирующие темы, так же для воплощения переживаний вопрошающего типа не обязательно диссонирующее, неустойчивое окончание. Композитор может действовать тоньше, не прямо, а косвенно, но в то же время глубоко. Шуман не дал здесь неустойчивого, диссонирующего, не тонического окончания, в отличие от написанных годом позже пьес «Детских сцен»: «Просьба ребенка» (D7) и «Дитя дремлет» (IV ступень). Пока мотив звучал в самом начале, его несовершенный каданс удовлетворял нас своей устойчивостью. Но в конце периода надо было, казалось бы, дать более высокую степень завершенности — а между тем,  она не возросла, осталась такой, какой была в первых тактах и оттого кажется нам еще меньшей. Таким образом, мотив не меняется, тогда как ощущение незавершенности растет. Теперь прислушаемся к последнему звуку — f.
Тоническая терция как последний звук мелодии и как верхний горизонт репризы звучит под воздействием субдоминантового голоса до некоторой степени в окраске Ges-dur, где f— самый неустойчивый звук, вводный тон. Возникает вопрос—что же это, тоническая ли терция или же вводный тон? И этим знаком неудовлетворенного вопроса Шуман заканчивает пьесу.
Итак, три стадии, три этапа в развитии образа совпадают с тремя частями формы. Первая часть пьесы выявляет основную эмоцию, вторая ее усиливает, углубляет, а третья возвращает основную эмоцию, внешне ослабленную, но внутренне концентрированную.
Точное наименование формы — простая трехчастность развивающего типа с сокращенной и переработанной репризой. Все ее части трактованы с большой оригинальностью. Первая часть необычна по структуре (зеркальная симметрия), середина необычна по гармонии (опора на довольно отдаленную неустойчивость), реприза необычна по характеру изложения темы. При этом строение первого периода в миниатюре предвосхищает строение всего произведения, имея свою середину и репризу.
Налицо два круга, два концентра, в каждом из коих — «идея», ее развитие и возврат.
В чем заключается историческое значение произведений, подобных данной пьесе? В них следует видеть знамение времени — эпохи романтизма. Пристальное внимание композитора способен привлечь к себе один специфический оттенок эмоции, одна деталь душевной жизни. Малый лирический эпизод становится сюжетом целого произведения, которое единодушно признается гениальным.

Утверждается ценность человеческого переживания, пусть даже самого скромного и сдержанного. Вырабатывается искусство его выражения в сжатой, лаконичной, но высокоэкспрессивной форме. Сталкиваются две встречные тенденции: «автономия» эмоционального штриха, который получает право на самостоятельное выражение в целой форме, и эмоциональное насыщение миниатюры, при¬дание ей необычной ранее глубины, значительности. Этого еще не было в инструментальных
миниатюрах венских классиков и самого раннего из романтиков — Шуберта.
Одиноко ли это произведение у Шумана? Культивирование эмоций либо вопрошающего, либо томящегося типа налицо в ряде других произведений. Таковы уже упомянутая «Просьба ребенка», второе проведение главной партии в первой части Фантазии, побочная партия фортепианного концерта (Animato), конец песни № 1 из цикла «Любовь поэта» — как бы симметричное отражение концовки из «Просьбы ребенка». Ведь «вопрос» есть не что иное, как разновидность романтической неудовлетворенности, выражение мечты и тоски по прекрасному идеалу. «Вопросу» близки и такие оттенки душевной жизни, которые противоположны утверждающим или активно устремленным душевным движениям: такие, как колебание, сомнение, неуверенность. В процессе музыкального развития кают новые оттенки: в музыке можно услышать грустную мольбу, ласковость, беспокойство, выжидательность, быть может нежный упрек (zart — нежно, подчеркнул сам Шуман) 5. Не случаен выбор
5 Напомним о пьесе Чайковского ор. 72 № 3, «Tendres reproches» («Нежные упреки»).
— многозначительное «Warum?», а не просто «Eine Frage»e fie заключена ли здесь целая, хотя и малая программа: «Почему ты поступила (поступил) так»? Быть может, здесь и воспоминание о прошлом; на это предположение наталкивает весь характер изложения — какая-то дымка, которой все подернуто; медлительность темпа; сдержанность динамики, не превышающей очень относительное и кратковременное forte во второй половине середины; аккомпанемент, «плавающий» в беспрерывных мягких синкопах. Перед нами—развитие особого типа лирики, предельно мягкой, задушевной, «эвзебианской».
Обратимся к некоторым историческим сравнениям. Конечно, и до романтиков в музыке было сколько угодно интонаций вопросительного типа. Но они не дорастали до масштабов самостоятельного художественного образа. Права гражданства данный тип образа все-таки получает лишь в связи с романтизмом. В венском классицизме за вопросом по большей части
немедленно следовал ответ; отсюда и возникает вопросо-ответный тип периода, а также меньших построений. Один из редких примеров иного рода — начало финала в 4-й сонате Бетховена, не случайно коренящееся в музыке «предромантика» Филиппа Эмануэля Баха (имеется в виду его Рондо D-dur). У Бетховена усложнение эмоций неустойчивого типа носило особый
характер: если он и не замыкал вопрос ответом, то не столько выделял вопрос как таковой, сколько создавал коллизии, противоречия, куда вопросительное начало входило лишь как частность. Таковы «третьи четверти» в главных темах 5-й симфонии и «Аппассионаты»:
Но даже и этот частный момент скорее связан с нарастанием, накоплением сил, чем с ожиданием ответа. То, что у Бетховена было Предыктом, подготовленном, у романтиков обрело самостоятельность. Пронизанное «мотивами вопроса» Andante 26-й сонаты — уже признак позднего периода, приближающегося к романтизму. Замечателен в этом отношении 17-й
квартет ор. 135, написанный в конце 1826 года, то есть за 10 с лишним лет до «Warum?». Мы имеем в виду четвертую часть с ее заглавием «С трудом принятое решение» («Der schwer gefasste Entschluss» и эпиграфом «Muss es sein?») Ответ «Es muss sein!» Бетховен не случайно называет «решением».

Фразы вопрошающего характера нередки и в музыке Шуберта и иногда
очень выразительны, например, в таких песнях, как «Любопытство», «Любим ли ею я», «Весенний сон». Но далеко не всегда на них делается особый акцент. Иной раз Шуберт без колебаний кладет вопросительные фразы текста на совершенно устойчивую гармоническую симметрию (вопрос—ответ).
Причина заключается, конечно, в простодушном и менее рафинированном подходе к воплощению содержания, в запечатлении общего характера чувства и мысли. В песне «Двойник» мы находим замечательное подтверждение такого обобщающего подхода, но — обратного характера: при явно неустойчивой вопрошающей музыке фразы текста и первых двух куплетов утвердительны; музыка направлена на драматический вопрос третьего — последнего куплета, обращенный к двойнику («Двойник мой
странный, мой спутник угрюмый! Зачем напомнил мне любви непонятой терзанья?»).
У Шопена вопросительные моменты ограничиваются либо только первым предложением (ноктюрн H-dur, op. 32, g-moll, op. 37, главная партия 1-й баллады) или даже только его началом (соната b-moll, побочная партия), либо серединой (ноктюрн Fis-dur, op. 15), Шопен более классичен, его натура более гармонична. Недаром Асафьев выразил их различие следующими словами: «Шопен — совершенство, но Шуман эмоционально первозданнее: исповедь души»6. С отдельными темами вопрошающего типа можно встретиться у Чайковского (эпизод из Andante 5-й .симфонии, побочная партия секстета «Воспоминание о Флоренции» и др.); почти всегда они лиричны. Внутреннее родство шумановским прообразам налицо, но Чайковский неизменно трактует их лишь как фрагменты крупного целого.
Сравнения показывают, что при всех связях, общих чертах экспрессия «Warum?» все-таки остается специфической именно для Шумана.
Здесь, очевидно, сыграли свою роль и особые трудности, сопряженные с воплощением данного типа эмоций как самостоятельного образа. Если они выражены умеренно,    то обычно озникает ответное устойчивое завершение. Если же они драматизированы — то данные образные рамки становятся тесными, и уже оснований говорить о сохранении данного типа. Шуман же нащупал такую тонкую образную прослойку, которая уже обходится без ответа, но еще не требует явной драматизации. Тем самым Шуман открыл новую область содержания. Вопросительных и н т о н аций в музыке миллионы, вопросительных тем уже несравненно меньше, произведение же уникально7.    И в    этом    высший смысл того «индивидуального», что сумел выразить здесь Шуман.

7 Спустя столетие идея    безответности    возродилась   в «зйестной    пьесе Айвза «Вопрос без ответа».-В. Цуккерман

В.А. Цуккерман.

Обновлено 02.02.2012 17:49
 
Римский-Корсаков романс "Ель и пальма" (целостный анализ)
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также Формы музыкальных произведений Римского-Корсакова
Гармония в творчестве композиторов "Могучей кучки"
Римский-Корсаков "Шехеразада", I часть (гармонический анализ)
Римский-Корсаков романс "Ель и пальма" (целостный анализ)

Жанр песни-романса

Римский-Корсаков романс "Ель и пальма" (целостный анализ)

Романс написан в контрастной 2-х частной форме. Аналогичный по содержанию романсу Балакирева "Сосна", он тоньше разработан. Образы "одинокой ели", что стоит на "северном голом утесе", и пальмы, которая "одна молчаливо тоскует на зноем сожженной скале", как будто целиком противовположны, и Римский-Корсаков в своей "Музыкальной картинке" (подзаголовок романса) сильно подчеркнул их противостояние. На стороне контраста - мелодическая линия, ритмика, фактура, регистры. В первой части преобладает речитация на одном звуке, в теме - крупные ритмические отношения, изложение аскетично, проходит в "низах". Во второй части рисунок свободнее, вплоть до фиоритур, постепенно развертывается полимелодика, основные голоса звучат в высоком, гораздо более светлом регистре. и тем не менее общность представлена с неменьшей силой. Метр и темп едины, а из числа средств более конкретных  очевиден ладо-фактурный прием "стержня". В произведении есть один центральный звук - E, который так или иначе выдерживается в 40 тактах из 43. Важно, что это нарочитое выделение единственного звука вытекает из содержания, будучи очень наглядным символом одиночества обеих фигур-антагонистов (длительное однообразие вместе с фактурной изолированностью). нопринцип стержня получает и дальнейшее развитие на уровне лада. В первой части господствует двойственный a-moll - E-dur, который является ладовой расшифровкой центра E; во второй части мы слышим дорийский e-moll с переходом в гармонический E-dur  и тяготением к их S--- a-moll. Ладовое колебание e-a, таким образом, свойственно обеим частям и притом ( так же как и породивший его "стержень") имеет двоякое - образное и конструктивное - значение: тоскливо-меланхолическая окраска - как объединяющий фактор. Добавим к этому преобладание пустотных интервалов октавы и квинты, соразмерность пропорций (A  - 17   B - 22   A - 5 - небольшой перевес B музыкально оправдан вертикальной перестановкой двух мелодий и точно уравновешивается обрамляющей кодой), и, наконец, обрамленность романса темой ели.

В.А. Цуккерман.

Обновлено 02.03.2011 07:43
 
Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор-неполный вид анализа и заключение по трем его видам
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор- сокращенный вид анализа Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор - основной вид анализа

Лист. Утешение Ре-бемоль мажор №3 (целостный анализ)

Гармония романтической музыки

Формы музыкальных произведений Листа

Лист. Концертный этюд Ре-бемоль мажор  ("Un sospiro") неполный вид анализа и заключение по трем его видам

Анализ по ведущим элементам музыкального языка.

Он   предполагает непосредственное обращение к гармонии и фактуре. Тем самым станет возможным сразу же нащупать некоторые чрезвычайно характерные и для данного произведения, и для листовского стиля черты. Но этот метод, вскрывая очень существенные стороны, не может претендовать на полноту. Зато он позволяет с особой тщательностью и углубленностью присмотреться к избранным элементам. В данном случае мы могли бы пополнить гармонический и фактурный анализ. Поскольку уже многое было
сказано и о том, и о другом, мы ограничимся — из соображений
объема — некоторыми дополнительными замечаниями, касающимися гармонии.                                                                                        
В анализе гармонического языка этюда найдет себе место очень многое — начиная от пентатоничности и кончая   «дважды-ладом» коды. А между этими крайностями мы обнаруживаем целый ряд характерных явлений. Большой терцовый цикл дается не с пассивным сопоставлением  ладотональностей, а с активным, напряженным переходом из Des в А, из А в f-moll — dur, из F в cis-moll.
Очень ясна эмоционально-колористическая трактовка тональностей.
Лист показывает и глубокую бархатистость Des-dur, и звончатость F-dur, и мягкую ласковость A-dur. Такое связывание определенных тональностей не только с колоритом, но и с экспрессией  вообще свойственно романтическим стилям.  Так, Шопен демонстрирует звучание 7-го обертона преимущественно в
ладотональности Des-dur.
Следующие характерные черты гармонического языка — тритоновость предыкта, образование малотерцовой цепи созвучий. За несколько тактов до репризы Лист дает намек на политональность. По указанию Листа, органный пункт доминанты — Gis должен удерживаться хотя бы в «ушах пианиста» [. ..] и «связываться [...] с энгармоническим ля-бемоль. А между тем Лист меняет гармонию, вводя вместо нонаккорда Cis-dur малый нонаккорд E-dur.

Возникает красивый по колориту и смелый фонический момент. В коде мы встречали тритон к тонике, шлифовку малотерцовой цепи и окончательное формирование гаммы «тон-полутон». На этом стоит особо остановиться: ведь перед нами первый в истории музыки столь подчеркнутый самостоятельный ее выход на авансцену. Шопен применялч эту гамму неоднократно, но лишь в служебной роли — ради нарастаний, которые ведут к важным кульминациям (как в этюде ор. 10 № 9 f-moll). Что же касается композитора, именем которого мы нередко называем эту гамму и который ее действительно широко применял, то ко времени создания этюда Листа Нике Римскому-Корсакову  было  всего лишь 4  года.
Рассмотрим теперь приемы обобщения и резюмирования в коде. В тесном смысле они касаются пяти последних тактов; в широком же смысле они многоступенчаты и насчитывают четыре стадии: напоминание о томлении, о languendo, о тритоновом и цепном звучаниях; появление малотерцового цикла и гаммы «тон-полутон» с холодноватой прозрачной и довольно острой звучностью; возврат главного мотива в единстве с волновыми эффектами; тонально-гармоническое резюмирование большого терцового цикла. Общий смысл резюмирования: от более острых, пряных и таинственно завораживающих звучаний к смягчению и полному успокоению.
В этюде мы находим едва ли не энциклопедию листовской гармонии в широком диапазоне от выключенной динамики (пентатоника) через промежуточные этапы мягкой большой терцовости, несколько колкой малой терцовости к конфликтным — тритоновым соотношениям. Некоторые из этих явлений (в частности — экзотические звукоряды и смелое обращение с тритоном) уже предвещают черты его позднего стиля (например, второй «Мефисто-вальс», экспромт Fis-dur).
В одном из поздних вариантов Лист добавил в коде целотоновую гамму 16. Она не украшает пьесу, но зато дает явное свидетель-

16 Вероятная  причина  того,  что  Лист  не  настаивал  на  этом  варианте,—
добавление целотоновой гаммы к уже имевшимся ладовым находкам было бы «избытком роскоши».


ство вполне сознательного внедрения новых ладов. Лист, очевидно, полностью представлял себе насыщенность этюда новыми гармониями, и эта сознательность в большой степени характерна ДЛЯ ЛИСТОВСКОГО СТИЛЯ.

О чем говорит сравнение нескольких различных методов анализа? Мы можем обозревать музыкальное произведение с некоторой дистанции, оставляя в стороне многие его подробности, явления малого плана или второстепенные. Мы можем, опираясь на нашу предварительную осведомленность о стиле, непосредственно обращаться к главным сторонам музыкального языка. И наконец, мы можем достаточно углубленно, и даже касаясь многих деталей, анализировать произведения, отказываясь в то же время от сплошного разбора. Понятия «неполный» и «неполноценный» далеко не тождественны. Весь вопрос заключается в предназначении, в цели, которую ставит перед собой музыковед. В очень многих случаях данные, добытые частичным путем, вполне достаточны для того, чтобы получить должное представление о музыкальном произведении.
Перемещая центр тяжести анализа на историко-стилистическую область, мы можем рассматривать этюд Des-dur как отражение духа нескольких эпох. Техническая сторона (особенно — в каденцах) —и эпоха торжества виртуозности, которой отдал дань молодой Лист. Разнообразие, контрасты чувствований (от пафоса до sotto voce)—и расцвет романтики. Стремление к живописности, свойственное середине XIX века, — и влияние изобразительных искусств. Элементы новаторства, импрессионистические тенденции, первые шаги в сторону радикального обновления музыкального языка — и возникавшее в искусстве брожение, нащупывание новых путей. Всем сказанным определяется значительность произведения, как благодарного для анализа объекта.

В.А. Цуккерман.

Обновлено 28.02.2011 12:05
 
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 8 из 14.
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 207 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru