Рейтинг@Mail.ru





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)  E-mail
Анализ музыки - Целостный анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)

Ассоциативный образ цикла - «Несение креста»
Прелюдия и фуга соотносятся как две створки алтаря, отображающие соответственно внешнюю сторону события и его сущность. Эпизод несения креста взят в разных аспектах, и, таким образом, происходит разделение одновременности на два момента. Это характерно для многих прелюдий и фуг. Например, в цикле C-dur I теша прелюдия рисует сцену явления Ангела Марии и Благовещения, а фуга выражает постижение воли Господней: «Да будет мне по слову Твоему»; в цикле A-dur I тома прелюдия ассоциируется с образами волхвов, а фуга передает сущность их стремлений.
В цикле fis-moll ассоциативным образом прелюдии является «волнующаяся шумливая толпа, издевающаяся над Христом», а образ фуги - несение Иисусом креста на Голгофу и его предсмертное томление. Прелюдия передаст яростное бурление толпы (фигура circulatio - вращение), ее выкрики - изломанная    острая    интервалика    восьмых    (фигура    saltus duriusculus). Скачки на сексту, септиму, дециму символизируют неверующих. А. Швейцер называет подобные темы «темой матроса» по Писанию: «Христианин, нетвердый в вере, подобен матросу, ходящему по палубе корабля во время бури». Музыкальная ткань содержит символы нисхождения (положения во гроб); в тактах 14-15 в верхнем голосе проходит символ крестной муки.
Яркой аналогией теме фуги является вступление к «Страстям по Матфею»; их поразительное сходство свидетельствует о сходстве содержания этих произведений - эпизоде шествия на Голгофу.
Тема фуги создает образ, как Христос шел, останавливаясь и падая под тяжестью креста. Она изложена ритмически неровно, с остановками, как походка человека, побуждаемого к движению насильно, идущего не по своей воле.
Тема содержит символ воскресения - трехкратное восходящее движение в пределах терции, и символ страдания - скрытый хроматизм. Этим передается мысль, что воскресение свершится после долгих мучительных страданий. Смысл темы - через муки и страдания Христос идет к смерти и воскресению. Риман характеризует ее словами «Тоска и муки» (9, с.205).
Противосложение сходно с кантатой № 156 «Я уже одной ногой в могиле» (номер 2), символизируя ожидание смерти. Подобный нисходящий символ содержится в теме фуги B-dur II тома, где Бах проставил хореические лиги, объединяющие секунды в пары.

Казелла и Бодки замечают, что падающие или поднимающиеся секунды означают у Баха выражение печали (риторическая фигура suspiratio .- вздохи) и обычно слиговываются им попарно (9, с. 207). Вероятно, такая артикуляция оправдана и в данном случае.
В конце противосложения звучит символ предопределения.
Интермедия строится на символах постижения воли Господней (восходящий тетрахорд), положения во гроб (нисходящие звукоряды, фигура catabasis), оплакивания (секундовые задержания в средних голосах).
Дважды тема проходит в обращении. Обращенный символ воскресения, направленный вниз, символизирует смерть. По нашей гипотезе, первое обращенное проведение темы р, высоком регистре (т. 20-23) может означать пророческое предсказание грядущей смерти, ее предначертанность на небесах. Второе - в низком мрачном регистре (т. 32-35) - свершение смерти на земле. Перед ним в такте 30 звучит обращенный символ страстей, означающий искупление. Так выражается идея, что Христос, спасая мир, принося ему искупление грехов, сам погибает.
Но последнее проведение темы в основном виде - направленное вверх - несет завершающий смысл воскресения через смерть: «Смертию смерть поправ». Повышенный эмоциональный тонус передастся нагнетанием патетических средств - удвоениями в сексту и дециму.
Б. Л. Яворский указывал на аналогию в тематизме и содержании этой фуги с фугами dis-moll ll тома: «Страдания Иисуса на кресте» и gis-moll I тома: «Семь слов Спасителя на кресте», особенно в противосложениях указанных фуг.
Два цикла прелюдий и фуг - es-moll и b-moll из 1 тома -также едины по содержанию. Темы этих фуг цитируют хорал «Из бездны бед взываю я к Тебе» в его первом варианте. Оба эти цикла относятся к «Страдальческому периоду», в них повествуется о страстях Христа и его смерти. Однако их ассоциативные образы отражают разные моменты события и различные психические состояния присутствующих при нем людей.

Носина В.Б.

Обновлено 28.02.2011 19:44
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 1477 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru