Рейтинг@Mail.ru

Полифония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

И.С.Бах ХТК II том Фуга Фа мажор
Полифония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах ХТК II том Фуга Фа мажор

Фуга F-dur II отличается от всех вышерассмотренных случаев тем, что первое разработочное построение х представляет собой не группу инотональных проведений, а крупную самостоятельную интермедийную часть, посвященную весьма интенсивному развитию предшествующего музыкального материала, — интермедию-р а з р а б о т к у.
Тип композиции — фуга с рассредоточенной репризой, включающая закономерности старинной двухчастной формы.
Возникающий в такте 49 каданс,   несмотря на то что он несовершенный, имеет все же достаточно активную   расчленяющую силу, так как в нем использована (см. верхний голос) одна из наиболее ярких, типичных для заключений форм мелодического каданса.

Этот каданс расчленяет фугу на две равнодлительные масштабные фазы по сорок девять тактов каждая.
Последовательность основных частей произведения выглядит следующим образом:
Экспозиция (28 тактов), интермедия-разработка (21 такт). Связка (2 такта); предвестник репризы, состоящий из одиночного проведения F-dur и развитой интермедии, приводящей к предыкту на доминантовом по отношению к будущей субдоминантовой тональности органном пункте (16 тактов). Второе разрабо-точное построение, состоящее из субдоминантового проведения и интермедии, завершающейся предыктом перед репризой (19 тактов). Реприза, включающая в себя главную кульминацию фуги и своеобразно расширенный вариант темы с вытекающей из него кодой (34 тактов).

Тождество музыкального материала перед кадансом C-dur (такты 25—29) и перед заключительным кадансом произведения свидетельствует о том, что присутствующие в формообразовании закономерности старинной двухчастной формы связаны также и с элементами сонатности.

Исключительной особенностью рассматриваемой фуги является то, что развитие тематического материала протекает в ней большей частью при помощи чисто разработочных средств и приемов, во многом предвещающих типичные средства сонатных разработок венских классиков (вычленения, сопоставления, продолжительное и целенаправленное движение к кульминациям, предыктовые органные пункты и др.). Процесс развития «жигообразной» темы выявляет и усиливает в фуге не собственно танцевальные черты, а заложенную в теме динамику, импульсивность (обратим внимание на моменты внезапного торможения триольного ритма уже в теме), большой запас «внутренней энергии».
Интенсивное развитие начинается в первых же интермедий (I1—двухголосная каноническая секвенция второго разряда, такты 10—13; I2 трехголосный канон, начинающийся еще в пределах басового голоса, за такт до начала интермедии, см. такты 18—21). Материал этих интермедий получает еще более интенсивное развитие в огромной (21 такт) интермедии-разработке (см. такты 29—49).
Как это типично для классических сонатных разработок, рассматриваемый отдел фуги противопоставляет одну другой тематические ячейки, обладающие как бы противоположной устремленностью. В данном случае первый этап (такты 29—37) интермедии-разработки противопоставляет устремленному вверх развитию вычлененного из второй интермедии звена (см. альт и сопрано в тактах 18—20), направленное вниз, как бы обладающее «тормозящей силой», развитие мелодической ячейки (см. синкопическую фигуру сопрано и триольное движение альта в тактах 33—35), вычлененной из первой интермедии (см. такт 9). Однако действие «тормозящей силы» оказывается непродолжительным. С такта 38 начинается второй этап интермедии-разработки, где все голоса устремлены вверх и достигают кульминации в такте 45. Второй этап представляет собой повторение, продолжение и дальнейшее развитие материала канонической секвенции из первой интермедии. Наконец, наступает третий этап интермедии-разработки, осуществляющий спад звуковысотной волны. Все голоса устремлены вниз, а бас четыре раза повторяет в плане нисходящей секвенции общие формы движения, вычлененные из темы.
Следующая далее вторая масштабная фаза (рассредоточенная реприза) продолжает начавшуюся линию развития и доводит ее до главной в фуге мощной и величествепой по характеру звучания кульминации, эффект которой значительно усиливается благодаря неожиданному прорыву мажора после длительной подготовки минорного лада (см. такт 12 от конца фуги), и завершает эту линию наиболее активным по характеру (и не без юмора) проведением своеобразного варианта темы (бас, такты 11—5 от конца), в котором увеличено с двух до четырех количество упомянутых выше «торможений триольного ритма».

А. Чугаев

Обновлено 28.02.2011 20:05
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 314 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru