Рейтинг@Mail.ru

Полифония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

И.С.Бах ХТК I том Фуга ми минор
Полифония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

Фуга e-moll - I том - вариационно-двухчастного строения - расчленяется на две равнодлительные — ровно  по девятнадцать тактов — части и коду (четыре такта). Вторая часть представляет собой почти точную транспозицию первой, с перестановкой обоих голосов в двойном контрапункте октавы.
Малозаметное на слух интонационное изменение в такте 29 по сравнению с тактом 10, заключающееся в замене малотерцового восходящего мелодического хода квартовым, дало возможность такого изменения направления транспозиций, в результате которого вторая часть завершается в главной тональности. Действительно, первые девять тактов транспонируются в субдоминантовом направлении, благодаря чему проведениям e-moll и h-moll соответствуют проведения a-moll и е-moll; остальные же десять тактов оказываются транспонированными в направлении минорной доминанты, в силу чего проведениям G-dur и D-dur соответствуют проведения d-moll и a-moll, а второй интермедии  {такты 15—19), модулирующей в субдоминантовую тональность, четвертая интермедия  (такты 34—38), модулирующая в главную. Любопытно, что упомянутая замена терцового хода квартовым, имеющая значение своеобразного переломного момента, находится в области «золотого
сечения».Понятия «разработка» и «реприза» могут быть использованы по отношению к данной фуге лишь условно, так как развивающие разделы не образуют здесь самостоятельной части формы, а функцию окончательного восстановления и утверждения главной тональности имеет раздел, несоизмеримый по масштабам с предыдущими: это кода — четырехтактовое
построение, в последний раз излагающее тему, варьированную в виде свободной стретты.
Активно устремленному характеру произведения содействует не только темп, но и действующий на протяжении всей фуги прием комплементарной ритмики - равнодлительное движение шестнадцатыми не прекращается ни на один момент (свойство некоторых старинных жанров импровизационного плана, например, фантазии, токкаты, прелюдии). Таким образом, не обновление ритмики, а ее единство оказывается определяющей ритмической закономерностью произведения. То же самое относится и к тематизму.
Действительно, здесь не только противосложения, но и интермедии оказываются удержанными. При этом материал интермедий взят из противосложения. В результате весь процесс формообразования заключается фактически в комбинировании одних и тех  же мелодико-тематнческих элементов.
Исключительность рассматриваемого произведения среди других фуг «Хорошо темперированного клавира» состоит в том, что это единственная в цикле двухголосная Фуга. Двухголосное же изложение потребовало несколько иного, чем, например, в трех- или четырехголосии, отношения к организации фактурных средств изложения материала и привело в ряде случаев к
особым, ненормативным явлениям. Прежде всего следует указать на гармоническую насыщенность темы и разветвленность скрытых голосов.Далее нужно отметить значение ненормативного приема — имитации темы не на кварту, а на ундециму вниз — как способствующего увеличению объемности звучания, которая обычно достигается в результате вступления третьего или четвертого голоса. Наконец, необходимо упомянуть и об уникальном, с точки зрения обычных средств полифонической музыки,
кульминационном средстве — параллельном движении обоих голосов в две октавы (см. такты 19—20, а также такт 5 от конца).

А. Чугаев

Обновлено 28.02.2011 20:23
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 413 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru