Рейтинг@Mail.ru

Полифония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

И.С.Бах ХТК I том Фуга Ре мажор
Полифония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах ХТК I том Фуга Ре мажор

Фуга D-dur I принадлежит к числу вариационно-двухчастных фуг сложного типа композиции. Первая часть формы (12 тактов) сама имеет структуру маленькой фуги. Она разделяется па экспозицию (такты 1—5), внутреннюю разработку (такты 6—10), состоящую из второй интермедии, дополнительного проведения D-dur, инотопального проведения h-moll, а также третьей интермедии, и внутреннюю репризу (такты 11—12), начинающуюся в субдоминантовой, но завершающуюся в главной тональности — D-dur.Раздел А отделен от раздела Авар посредством каданса в тональности D-dur (такты 11 — 12). В некоторых редакциях это полный совершенный каданс (Черни), в других — прерванный (Муджелини, Бишоф).
Так же, как и в предыдущем примере (фуга c-moll II) раздел Авар короче раздела А, но на этот раз он оказывается не сокращенным, а сжатым вариантом всей первой части. Кода, подобно предыдущему примеру, кроме функции обобщения имеет еще функцию восстановления масштабного равновесия.
К числу наиболее ярких и запоминающихся моментов первой части относятся, во-первых, построение х — секстовая имитация (D-dur — h-moll) с характерным подчеркиванием, благодаря ритмической остановке, остро диссонирующей гармонии (обращения большого септаккорда) и неожиданным переходом в минор и, во-вторых, построение - двухтактовая интермедия, вносящая определенный интонационный и ритмический контраст (такты 9—10). Именно благодаря почти точному воспроизведению этих ярких моментов вторая часть, подвергающая тему весьма существенным изменениям, воспринимается как вариация первой.
Сравним обе части фуги.
Во  второй  части всего    лишь    одно  проведение     темы в D-dur (такт 13) отвечает   экспозиции.    Такое сокращение масштабов легко  объясняется   нежелательностью     статического,   чрезмерно  длительного     пребывания  в
главной  тональности, тормозящего процесс развития.
Построению х соответствует его вариант, транспонирующий данное построение в субдоминантовом направлении и использующий вертикальные перестановки голосов.
Интермедии в тактах 9—10 аналогична интермедия в тактах 17—19.
Наконец, заключающему первую часть двухтактовому построению  соответствует завершающее вторую часть трехтактовое построение, начинающееся свободной стреттой D-dur и имеющее, благодаря включению материала интермедии, признаки синтезирующего раздела формы. Если построение  играло роль внутренней репризы первой части фуги, то рассматриваемое построение (такты 19—21) имеет значение внутренней репризы вариационного раздела.
Небольшой пятитактовой коде принадлежит роль окончательного обобщении тематического материала и утверждения музыкального образа произведения.
Развитие тематического материала в фуге направлено в сторону усиления импровизационного начала, причем настолько, что некоторые проведения во второй части, то есть в разработке-вариации и коде, как бы растворяются в общем потоке импровизационных пассажей. Такие проведения нередко ускользают из внимания в процессе анализа. Но следует учесть, что
сохранение общих звуковысотных контуров при точном воспроизведении ритмического рисунка темы в каком-либо из построений вполне достаточно, чтобы это построение считать проведением темы. Примерами такого рода могут служить стреттообразное построение в такте 8 (от конца) и самое последнее проведение (такты 4—3 от конца).
Фуга D-dur I, в целом отличающаяся светлым, торжественно-ликующим характером, содержит в себе и момент, имеющий значение оттеняющего контраста: это — проведение е-moll (такты 15—17), завершающееся весьма выразительным, патетически напряженным минорным кадансом, находящимся приблизительно в точке золотого сечения. Данное проведение вместе с
неразрывно связанной с ним парой мажорных проведений образует центральное построение композиции, накладывающейся вторым планом на вариационную двухчастность с кодой.

Так же как и предыдущие примеры, данная фуга может служить иллюстрацией упомянутой ранее закономерности — зависимости
размера коды от размера центрального построения: 12—(10—4)=6.

А. Чугаев

Обновлено 28.02.2011 20:24
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 353 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru