Рейтинг@Mail.ru

Полифония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

И.С.Бах ХТК I том Фуга Фа-диез мажор
Полифония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах ХТК I том Фуга Фа-диез мажор

Фуга Fis-dur I относится к числу фуг с   разработкой  в    третьей    четверти.    Важнейшим принципом формообразования, так же, как и в только что рассмотренной фуге H-dur I, является двухчастность с признаками старинного
типа этой формы.Так же, как и фуга H-dur I, данное произведение приближается к типу однотональных фуг—«концентрация мажорности» вполне соответствует светлому пасторальному характеру фуги. Обратим внимание на одну деталь, выявляющую любопытные связи между темой и планом целого. В теме подчеркнут звук ре-диез-, в фуге выделено проведение dis-moll.

Последнее играет лишь оттеняющую роль и воспринимается как явно подчиненное основной тональности. Действительно, благодаря упомянутой особенности темы, восприятие слушателя регулярно фиксирует звуки ре-диез (тема) и ля-диез (ответ).
Понятно, что это заставляет ощущать возникающий далее dis-moll как тональность наиболее закономерную. В фуге H-dur I наблюдается аналогичная же связь между темой (выделен до-диез) и тональным планом (выделено проведение cis-moll).
Элемент с о н а т н о с т и отвечает вышерассмотрениому принципу: движению доминантового направления в области побочной партии экспозиционного раздела отвечает движение тонического направления в области побочной партии репризы. Роль связующе-побочной группы выполняет пара дополнительных проведений (такты 10—16), вносящих в характер музыкального материала некоторый новый оттенок, возникающий благодаря отказу от удержанного противосложения и использованию новой,
сообщающей характеру музыки особенную мягкость и непосредственность контрапунктирующей линии.
Материал этого контрапунктирующего голоса появляется впервые и развивается в послеэкспозиционной интермедии, которая, таким образом, принимает на себя роль переходного построения.
Раздел, имеющий значение связующе-побочной труппы, начинается в главной тональности (правда, после каданса в Cis-dur, см. такт 11) и лишь затем модулирует в доминантовую, закрепляя ее полным совершенным кадансом (такты 16—17).
В репризе фуги данный раздел транспонируется в полном соответствии с сонатными закономерностями на квинту вниз (кварту вверх), что приводит к субдоминантово-тоническому соотношению тональностей — H-dur, Fis-dur.
Разработка состоит всего лишь из одного связанного с изменением лада (dis-moll) проведения темы и развитой интермедии, разрабатывающей первую интонацию ядра темы в виде канонической секвенции.
Продолжительность экспозиционной части (такты 1 —16) в точности равна продолжительности разработки вместе с репризой (такты 20—35).
Между этими равнодлительными масштабными фазами имеется интермедия, исполняющая роль центрального построения и
отделенная глубокими цезурами как от предшествующей, так и от последующей части.
Мы видели, что строение первой части в некоторых фугах имеет признаки простых форм— двухчастной, трехчастной, двойной  трехчастной. Если в этих простых формах роль середины играют интермедии, то первая часть фуги обладает наибольшим внутренним единством, слитностью составляющих ее частей (предполагается, что интермедия не вносит заметного тематического контраста).
Однако элемент простой формы в первой части фуги становится гораздо более заметным, если роль середины исполняют проведения темы, использующие те или иные разработочные средства (стретты, ритмическое, гармоническое, интонационное варьирование и т. п.), но не выводящие за пределы экспозиционных тональностей.
И, наконец, наиболее отчетливо признаки простой формы воспринимаются тогда, когда значение середины имеют инотональные проведения темы (такой случай уже встречался выше,— см, разбор фуг A-dur I и D-dur I). В этом случае строение целого приобретает черты сложной трехчастиой или реже двухчастной композиции.

А. Чугаев

Обновлено 28.02.2011 20:13
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 741 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru