Рейтинг@Mail.ru

Полифония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

И.С.Бах ХТК I том Фуга фа-диез минор
Полифония
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 14:47

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

И.С.Бах ХТК I том Фуга фа-диез минор

Фуга fis-moll I — яркий пример однотональной фуги: здесь все проведения темы изложены в тональности fis-moll и подчиненной ей cis-moll. Эта особенность фуги в данном случае связана с тою же стилистической чертой творчества Баха, о которой неоднократно упоминалось ранее типичной для воплощения сосредоточенно-скорбного эмоционального состояния особой концентрацией минора, чуждающегося тонального расцвечивания. Тональное развитие имеется, конечно, и в этой фуге; сами проведения тем насыщены внутритональными отклонениями, играющими исключительно важную роль в развитии образного содержания. Но преимущественно тональное развитие осуществляется в интермедиях. Структура целого — фуга с разработкой в третьей четверти.

Первая масштабная фаза данной фуги не содержит ни дополнительных проведений, ни контрэкспозиции, т. е. состоит только из одной экспозиции. Последняя же имеет важную особенность: четвертое проведение в ней, окруженное интермедиями звучит как относительно обособленный раздел: это как бы первый этап развития музыкального материала. Вступление обращенного варианта темы после полного совершенного каданса содействует разграничению частей. Разработка и реприза, объединенные общей тональностью, образуют вместе вторую фазу фуги, масштабно почти точно совпадающую с первой (19 1/2 тактов — 20 1/2 тактов).
Следует отметить, что появление обращенного варианта темы в начале разработки не случайно. Интонационная его подготовка осуществляется уже в противосложении ко второму проведению темы (это— удержанное противосложение) и завершается во втором разделе составной интермедии  перед разработкой (см. такты 18—19).
Вторая масштабная фаза расчленена посредством полного совершенного каданса в cis-moll, благодаря чему реприза выделяется в самостоятельную часть.
Интересная особенность фуги заключается в том, что она в целом представляет собой единую волну звуковысотного развития с длительным и напряженным, преодолевающим «мелодическое сопротивление», восхождением и более быстрым, но не менее напряженным спадом.
Легко убедиться, что звуки, составляющие волну, представляют собой звукоряд главной тональности с альтерированными ступенями, начинающийся и завершающийся основным тоном тоники. Это — важная закономерность, в большой мере способствующая восприятию произведения, как концентрирующего в себе только одну тональность — fis-moll.
Перейдем теперь к рассмотрению тех разновидностей фуги с разработкой в третьей четверти, которые характеризуются признаками старинной двухчастной формы, возможно, с элементами сонатности.

А. Чугаев

Обновлено 28.02.2011 20:10
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 353 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru