см. также решение задач на тему "Полная функциональная система":
Мясоедов №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Абызова 157 №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
Аренский №№1, 2, 3, 4, 5
Функциональная логика мажора.
Функциональная логика рассматривает вопросы гармонического развития, в частности - возможности следования одного аккорда за другим. Каждый аккорд в ладу выполняет определенную роль - ладогармоническую функцию. Ладогармонической функцией называется характер взаимодействия отдельных аккордов или групп аккордов в ладу, в конечном итоге - характер их отношения к тонике - ладовому центру.
Сферу устойчивости в ладу представляет тоническая функция (это T53 с обращениями, Т7).
Сфера неустойчивости представлена доминантовой (D) и субдоминантовой (S) функциями.
Доминантовая группа - это аккорды, включающие VII ступень лада (это трезвучия VII, III и V ступеней, их обращения и септаккорды этих ступеней).
Субдоминантовая группа представлена аккордами, включающими VI ступень лада (трезвучия II, IV и VI ступеней, их обращения и септаккорды этих ступеней).
VI и VII ступени выделяются однонаправленностью тяготений, что и позволило им стать определяющими в S и D группах. (VI тяготеет в V , VII - в I).
S и D группы неустойчивы по-разному. Острота, стремление к разрешению в тонику у них неодинаковы. В мажоре от VII до I -расстояние в полтона - соответственно, тяготение сильное. От VI до V- расстояние в 1 тон - тяготение слабее.
Характер взаимодействия функций подчиняется общей логике развития, свойственной всем видам временны/х искусств (музыка, литература, поэзия, театр, кино). Логика развития в них такова: относительный покой, завязка, развитие действия (конфликта), кульминация, развязка. Примерами могут служить театральная пьеса и сонатная форма в музыке.
В музыке этим этапам соответствуют устойчивость -> неустойчивость-> обострение неустойчивости-> разрешение.
В мажорном ладу этим этапам соответствуют T-> S-> D->T. Этот круговорот функций может быть раскрыт более или менее.
В крупных произведениях существуют функции высшего порядка.
Внутри каждой функции могут быть использованы ее "представители", которые также подчиняются общей логике постепенного обострения напряжения.
В S группе наименее напряженная VI ступень, более напряжена IV, самая "сильная" - II ступень.
В D группе по возрастающей силе: III -> V -> VII.
Функциональная логика минора.
В гармонии важную роль играют натуральный и гармонический виды минора. В западно-европейской музыке наибольшее распространение получил гармонический минор. В гармоническом миноре интенсивность тяготения VII повышенной ступени больше, чем у VI - логика та же, что и в мажоре.
T-> S-> D->T
В натуральном миноре главным неустоем является S группа - она более интенсивно тяготееет к разрешению.
Функциональная логика в натуральном миноре такова: T->D нат.->S->T.
Иногда - при совмещении гармонического и натурального миноров - образуются 3 сферы неустойчивости: S, Dгарм., D нат. Такова логика фригийского оборота.
|