Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Типы тональных соотношений. Отклонения
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
14.08.2012 00:00

См. также решения задач

Абызова 533 №№1,2,3,4,5,6

Алексеев 327 - 369

Бригадный 493 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Мясоедов 104, 105, 106, 107,108,109,110,111, 112,113,114,115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133,134,135,136,137,138,139,140,141,142,143,144,145, 146,147,148,149,150,151,152,153

Типы тональных соотношений. Отклонения

Существуют три основных типа тональных соотношений (последований): модуляция, отклонение и сопоставление.

Модуляцией называется переход из одной тональности в другую. К области модуляций относится всякое взаимодействие ладотональностей внутри музыкального произведения, их взаимосвязи, закономерности тональных смен, подчиняющихся функциональной логике. Эта сторона гармонии играет большую роль в формообразовании.  Например, без модуляций невозможна  сонатная форма.

Сопоставление образуется от появления новой тональности на грани двух музыкальных построений, после цезуры, без модулирующего перехода, без отклонения ( или модулирующей одноголосной связки)

Отклонение

1.Определение отклонения

2. Аккорды, типичные для отклонения. Расположение отклонений в форме

3.Отклонения через D7

а) не применяется D7 в основном виде

б) введение побочной доминанты возможно после любого аккорда

в) переченье

г) особенность отклонения в тональность на ступень выше

д) прерванный оборот в отклонении

е) сложные отклонения

ж) доминантовая цепочка

з) предвосхищающее отклонение

4. Отклонения через VII7

5. Отклонения через побочные субдоминанты

6. Основные принципы отклонений.

1.Отклонение - временный уход в новую тональность без закрепления в ней. Новая тональность может быть представлена плагальными, автентическими, полными оборотами.

2. Аккорды, принадлежащие к S или D группам тональностей I степени родства называются побочными S-ами или D-ами. Аккорды, типичные для отклонений - чаще диссонансы - яркие представители D и S групп - D7, VII7, II7.

Отклонения с помощью аккордов D группы. Побочные D-ты дают возможность гармонизации хроматической гаммы и возможность выхода в хроматическую систему. Местоположение отклонений. В экспозиционном периоде для начала построения типичны отклонения в мажоре - в V, III, VI ступени, в миноре - в Vнат., Vгарм., III.  На каденционных участках для начала построения типичны отклонения во II, IV, VI. У классиков, романтиков в экспозиционном периоде наиболее типичны отклонения в тональности I степени родства. Приготовление отклонения. Поскольку для отклонений используются "острые" S и D, то предварять их может любой аккорд исходной тональности. Отклонения бывают более естественными, если аккорд будет общим для исходной и новой тональности. Наиболее часто отклонения происходят с помощью обращений D7. Отклонение в III ступень наиболее естественно звучит, если верхний голос движется по типу фригийского оборота.

3. Отклонения через D7. D7 является распространённым модулирующим аккордом. В отклонениях используются чаще его обращения. Обращение D7 является модулирующим аккордом и может быть введено практически после любого аккорда. При наличии также и общего для тональностей аккорда отклонение происходит более естественно, его продолжительность может быть большей. В случае отсутствия посредствующего аккорда продолжительность отклонения обычно ограничивается модулирующим аккордом и его разрешением. Если же общий и модулирующий аккорд содержат хроматические варианты I ступени, возникает опасность переченья. Поэтому хроматизм должен помещаться в одном голосе. При отклонении на ступень выше, аккорд, предшествующий модулирующему, берётся без удвоения основного тона, в виде секстаккорда. В отклонении после побочной доминанты может идти не её тоника, а её VI ступень (прерванный оборот в отклонении). Сложные отклонения. Предвосхищающее отклонение - появление его опережает главную тональность. Проходящие тональности могут приводить обратно в первоначальную тональность; в таком случае они образуют сложное отклонение, состоящее из ряда модуляционных звеньев. Любая D гармония может непосредственно перейти в D другой тональности. В результате образуется цепочка доминант.

4. В отклонениях в качестве побочной доминанты может использоваться VII7 и его обращения (реже VII2). Обычно отклонение через VII7 используется там, где в связи с переченьем невозможна D (при разведении удвоенного основного тона в разных направлениях).

5.Побочные субдоминанты в качестве модулирующих аккордов при отклонениях стали использоваться с середины XIX века. Важное место при отклонениях занимает II7 (при отклонениях  в мажоре II7гарм.). Отклонения производятся через любые обращения II7. Отклонения могут также производиться через альтерированные суюдоминанты. Плагальные отклонения весьма характерны для Рахманинова и используются  им в самых разноообразных формах.

6. Основные принципы отклонений утвердились в музыке Баха и венских классиков. Вне рамок периода отклонения часто возникают в кодах (в субдоминантовые тональности).

2-хч.ф. с кодой Бетховен. Соната №10 II часть.

Плаг. отклон. Рахманинов Смеркалось

Шопен Ноктюрн №2 Es-dur

Глинка Рондо Антониды

Предвосхищ. отклон. Моцарт 17 соната

Сложное отклонение Шопен Мазурка №12 op17 №3 середина E-dur

Прерванн. оборот при отклонении Мендельсон Песня без слов №20 середина

Обновлено 28.09.2012 14:44
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 434 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru