Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Побочные септаккорды
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
11.07.2012 00:00

См. также решения задач

Алексеев 251, 252, 253, 254, 255

Абызова 447 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Бригадный 382 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Мясоедов №№71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85.

Побочные септаккорды, их разрешения.

Побочные септаккорды впервые появились в секвенции как бы по инерции (D7 - I). В таком виде побочные септаккорды участвуют в развитии темы или в т.н. развёртывании тематического "ядра", например, в интермедиях фуги.

Бах. ХТК, I том, As-dur, такты 11-13. В XIX - XX веках побочные септаккорды появляются и вне секвенции как самостоятельные созвучия. Кроме того, в новой музыке побочные септаккорды включаются в состав самого первоначального изложения темы и, таким образом, выходят на первый план.

Григ. Благодарение op. 62 №2.

Разрешения.

1. Всякий септаккорд получает полное или частичное разрешение при переходе интервала септимы в консонирующий интервал. Полное разрешение - в T, акустическое - не в T, частичное акустическое - в диссонанс.

2. Переход в трезвучие

а) в трезвучие квартой выше, квинтой ниже как D7 - T

б) в трезвучие секундой выше VII7 - T

в) в трезвучие, лежащее терцией ниже VII7 - D6, S7 - II6

г) в трезвучие секундой ниже II7 - I6, S7 - III6.

3. Переход в другие септаккорды.

а) в септаккорд терцией ниже по принципу VII7 - D65, S7 - II65

б) в септаккорд двумя терциями ниже по принципу II7 - D43

в) в септаккорд тремя терциями ниже (секундой выше)

г) соединение двух септаккордов квартой выше (II7 - D7неп.).

В соотношении побочных септаккордов между собой или с трезвучиями и вне секвенции господствуют кварто-квинтовые связи созвучий. Таким путем возникают диатонические отклонения; иначе говоря, вступают в действие переменные функции.

T7 может выступать в качестве тонического ладово централизующего аккорда (завершение целого произведения).

В наиболее простых случаях T7 и III7 используются при гармонизации в сопрано нисходящего верхнего тетрахорда (нередко неполного) натуральных видов мажора и минора (фригийский оборот).

I - I7 - IV - V;    I6 - III65- IV - I64;    VI - I43 - IV - V;  V6 - I2;   V65 - I2

в басу I - I2 - IV6 - K64 - D;  I - III43 - VI - V;   I - III43 - VI7.

VI7 используется наиболее часто как I трезвучие с квинтой и секстой (в натуральном мажоре и мелодическом миноре). С этого созвучия произведение может начинаться, ему может предшествовать другая функция. Наиболее употребительно такое изложение I65, при котором секста находится в сопрано или, если она находится в среднем голосе (альт), то всё же выше, чем квинта.

Будучи усложнённым аккордом IV ступени, IV7 заметно отличается от остальных малоупотребительных септаккордов относительно более яркими функциональными свойствами.

Обороты с проходящими септимами при переходе в другую функцию IV6 - IV65 - II43; VI - I43 - IV.

Диатонические секвенции с побочными септаккордами:

Бах-Марчелло.Концерт все 3 части.

Моцарт. Соната №12, I ч., экспозиция.

Григ. Норвежский марш op.54 №2

Григ. Тоска по родине op.57 №6

Проходящие секундаккорды в басу

Бах. ХТК, I том, прелюдия d-m т. 4-5

Диатонические отклонения

Шуман. Цикл "Любовь поэта"  И розы, и лилии, Я не сержусь, Слышу ли песни звуки.

Даргомыжский "Мне грустно" I - I2 - VI - VI2.

Широкое применение септаккордов

Григ. Король властвовал на востоке op.66 №3

Григ. Завтра её ты в свой дом поведёшь op.66 №10

Бизе. "Кармен". Ария Хозе с цветком

IV7 Григ. Лебедь.

Григ. Летний вечер op.71 №2

Скрябин. Соната №4 (начинается с IV7)

Шуман. Детские сцены №12. Засыпающий ребёнок, кода.

I 7Григ. Мелодия op. 47 №3, начало

Григ. Тогда зови op.33 №8.


Обновлено 09.08.2013 19:29
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 622 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2022 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru