Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Модуляция. Общая характеристика
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
07.07.2012 00:00

Модуляция. Общая характеристика

Под модуляцией понимается всякое изменение установившейся структуры. Григорьев. Глава 17, параграф 2.

По способу введения любой тональности модуляции в наиболее крупном плане делятся на постепенные и внезапные.

Постепенные модуляции характеризуются движением по родственным или достаточно родственным тональностям, что в целом сообщает их звучанию плавность и мягкость. Многие постепенные модуляции явились, по-видимому, исторически наиболее ранней формой модуляции вообще.

Внезапные модуляции осуществляются как неожиданный, лаконичный и подчас резкий поворот в новую тональность. В этой сфере выделяются две разновидности: внезапная модуляция без энгармонизма (например, через аккорды b II, b III, b VI и b VII ступеней мажора, фигурирующие в качестве общих аккордов) и модуляции энгармонические, всегда включающие в себя яркий эффект особой неожиданностью, связанной с энгармоническими переключениями общих аккордов. Из внезапных модуляций наиболее ранними являются некоторые формы энгармонической модуляции (модуляция через VII7 в эпоху Баха, через аккорд с ув. 6 на b VI ступени - сначала в миноре, затем в мажоре - у венских классиков). Внезапные модуляции без энгармонизма в основном принадлежатмузыке XIX века (особенно второй половины) и XX века.

В фактурном отношении модуляции могут быть оформлены как модуляции гармонические, осуществлённые  в чётких последованиях созвучий-аккордов; модуляции мелодические, где модуляционное движение сосредоточивается в мелодически активных связующих ходах голосов (нередко - в одноголосной модулирующей связке между тональностями) или, наконец, модуляции мелодико-гармонические, сочетающие в различных вариантах и пропорциях признаки двух предшествующих фактурных разновидностей. К мелодико-гармоническим относится, в частности, модуляция-сопоставление с общим для соприкасающихся тональностей тоном.

По местоположению в музыкальной форме модуляции подразделяются на три следующих вида: модуляция-переход, модуляция-отклонение, модуляция-сопоставление.

Шуберт. Флюгер - различные типы модуляции

Шуберт. Бурное утро - сопоставление.

Бетховен. Соната №12, похоронный марш -

Моцарт. 40 симфония, финал.

Постепенная модуляция. Бетховен. 6 соната, I часть, разработка

Энгармоническая модуляция. Григ. Листок из альбома op.28 №3, средняя часть.

Модуляция через b VI ступень. Шопен. Мазурка op. 41 №3. Шуберт. Любопытство.

Мелодическая модуляция. Бетховен. Соната №4, II часть.

Эллиптическая модуляция. Шопен. Мазурка op.7 №2. Лист. "Тот, кто свой хлеб в слезах не ел"

Ускоренная модуляция. Шуберт. "Зимний путь". "У ручья". ми минор - ре-диез минор.

Гармония.

Обновлено 08.07.2012 09:42
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 527 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2022 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru