См. также решения задач
Абызова 753 №№1,2,3,4,5
Алексеев 710-748
Бригадный 843 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
Мясоедов 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234,235, 236, 237, 238, 239, 240
Внезапная модуляция. Энгармонизм уменьшенного септаккорда
Под внезапной модуляцией понимается такой её вид, при котором непосредственно связываются тональности не 1-й степени родства.
Энгармонизмом называется совпадение по звучанию звуков аккордов, имеющих различное значение, тональную принадлежность и нотацию.
Энгармонически заменяемый аккорд, активно стремившийся к разрешению в начальной тональности, осознаётся как общий в момент перехода в следующий за ним модулирующий аккорд новой тональности. Отсюда - внезапность перехода. При этом происходит обыгрывание энгармонически заменяемого аккорда (с разрешением в предыдущую и последующую тональности).
Энгармонической называется модуляция, если в общем между тональностями аккорде совершается такая энгармоническая замена одного или нескольких звуков, при которой интервальное строение аккорда становится иным. Такая энгармоническая замена сопровождается переключением полутоновых тяготений и создаёт свежий, лаконичный переход в новую тональность.
Энгармоническое переключение распространяется на все виды аккордов - диатонические, хроматические, альтерированные, на аккорды с неаккордовыми звуками. Преимущественно применяются аккорды диатонического и хроматического видов в начальной тональности, которые в последующей тональности переключаются на альтерированные и хроматические.
Подобно модуляциям других видов, энгармонические модуляции обладают различной степенью весомости (переходы и отклонения), особенно часто возникают на гранях разделов музыкальной формы, имея различный фактурный облик (мелодический, гармонический, мелодико-гармонический).
Энгармоническая модуляция практически может связать между собой любые, в том числе наиболее родственные тональности (например, параллельные). Однако её характерный эффект при этом будет нейтрализован самой близостью тональностей, поэтому энгармоническая модуляция наиболее эффективна при сопряжении контрастных, неродственных тональностей.
Местоположение энгармонической модуляции в форме. Это прежде всего различные связующие и предыктовые построения: св. и предыкты, ведущие от г.п. к п.п, а также от разработки к репризе, от периода к середине простой формы и т.д.
Энгармоническая модуляция нередко сопутствует появлению новой темы, нового раздела музыкального произведения, создавая желательную здесь тональную свежесть (Чайковский, переход ко второй теме в экспозиции "Ромео и Джульетты", конец разработки и начало репризы в I части 5-й симфонии и т.п.). При э.м. нередко изменяются и темп (чаще замедляется), и динамические оттенки (обычно - более piano). Наконец, для э. перехода характерно и то, что при нем мелодическое начало делается нередко более пассивным, как бы оттесняется на второй план. Все это создает благоприятные условия, при которых внимание слушателя всецело сосредоточивается на самом э. переключении и не отвлекается другими элементами, усложняющими восприятие.
Энгармоническая и функциональная модуляции различны. Общий аккорд в первой подчёркивает внезапность, во второй обеспечивает плавность перехода.
К наиболее распространённым энгармонически заменяемым аккордам в модуляциях относятся
1) уменьшённый септаккорд
2) малый мажорный септаккорд
3)увеличенное трезвучие
4) альтерированные аккорды.
Значительно реже применяются в таких модуляциях звучности мажорного и минорного трезвучий.
Исторически расцвет э.м. - в музыке XIX века (западные романтики, русская классическая музыка)
Энгармонические модуляции характеризуются строгой плавностью голосоведения, в особенности в решающий момент соединения энгармонически переосмысливаемого аккорда со следующим, уже безраздельно принадлежащим к новой тональности.
Приёмы энгаромнической модуляции. Длительное выдерживание или повторение энг. преосмысливаемого аккорда, замедление темпа и уменьшение силы звучности во время подготовки момента появления новой тональности.
Бетховен. Соната №8, I часть, переход от эксп. к разр-ке: g-e VII43=VII2 к T.
Моцарт. Реквием. Confutatis a-as-g-fis-F
Бетховен. Соната №27, I часть, начало разработки e-Es.
Шопен. Мазурка op. 24 №2, переход к репризе es -a
Шуберт. Атлант. g-H VII43 к S = WVII7
Вагнер. "Лоэнгрин" д.II, к. II "Ты часто осушал мне..." B-es-Ges-B VII43 к S=WVII65
Лист. О, где он. VII7(S) = D7 как приём.
Григ. Листок из альбома op.28 №3 (ср. часть)
Лист Осенние ветры уныло шумят (II) переход к середине c - E (VII7).
Модуляция через энгармонизм ум.VII7 относится к разряду внезапных.
Энгармоническая модуляция через ум. VII7 - один из самых распространённых приёмов внезапного переключения вследствие универсальных возможностей, заключенных в данном аккорде. Модуляция этого рода основана на том, что различных по звучанию уменьшённых септаккордов при двенадцатиступенной темперации всего лишь 3 (си-ре-фа-ля-бемоль, до-ми-бемоль-соль-бемоль-си-дубль-бемоль, до-диез-ми-соль-си-бемоль) . Каждый из них обязательно входит в любую тональность в качестве вводного к T, S или D.
Си-ре-фа-ля-бемоль вводный 7 к T в До мажоре и до миноре.
Си-ре-фа-ля-бемоль вводный 7 к S в Соль мажоре и соль миноре.
Си-ре-фа-ля-бемоль вводный 7 к D в Фа мажоре и фа миноре.
си-ре-фа-соль-диез вводный 65 к T в Ля мажоре и ля миноре.
си-ре-фа-соль-диез вводный 65 к S в Ми мажоре и ми миноре.
си-ре-фа-соль-диез вводный 65 к D в Ре мажоре и ре миноре.
си-ре-ми-диез-соль-диез вводный 43 к T в Фа-диез-мажоре и фа-диез миноре.
си-ре-ми-диез-соль-диез вводный 43 к S в До-диез мажоре и до-диез миноре
си-ре-ми-диез-соль-диез вводный 43 к D в Си мажоре и си миноре
до-бемоль-ре-фа-ля-бемоль вводный 2 к T в Ми-бемоль мажоре и ми-бемоль миноре.
до-бемоль-ре-фа-ля-бемоль вводный 2 к S в Си-бемоль мажоре и си-бемоль миноре
до-бемоль-ре-фа-ля-бемоль вводный 2 к D в Ля-бемоль мажоре и ля-бемоль миноре
Вводится вв. VII7 в начальной тональности после любого аккорда. Затем ему нужно дать соответствующее истолкование в последующей тональности. В очень многих случаях здесь необходима энгармоническая замена правописания этого аккорда. Практически в муз. литературе либо сохраняется орфография в начальной тональности, либо ум. VII7 нотируется сразу в новом тональном значении. Если аккорд повторяется или выдерживается, используются оба написания.
Разрешается вв. VII7 тремя приёмами.
1. Если вв. VII7 служит вводным к T новой тональности, то для большей определённости он сначала переходит в один из видов D7и затем разрешается в T. Реже используется непосредственное разрешение в T. Такая модуляция может быть энгармонической только в тех случаях, когда последующая тональность не является одноимённой тональности I степени родства, т.е. в те тональности, тоники которых построены на недиатонических ступенях и II ступени натурального минора. Энгармонические модуляции характеризуются строгой плавностью голосоведения, в особенности в решающий момент соединения энгармонически переосмысливаемого аккорда со следующим, уже безраздельно принадлежащим к новой тональности.
2. Если вв. VII7 в новой тональности является W VII7, то обычным его разрешением становится K64. При этом вводный берётся в таком виде, чтобы бас его оказался на б.2 выше или на м.2 ниже баса K64. Иногда для этого нужно сделать перемещение вв. VII7 аккорда.
3. Ум. VII7, трактованный как вводный к S новой тональности, переходит сначала в S или II ступень. Иногда он может перейти в D7 к S, после этого обычным путём доводится до T. Иногда вв. к S рассматривается как тройное задержание к D7.
Типичное художественное назначение энгармонических модуляций заключается в ярком выявлении, подчёркивании образных контастов.
|