Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
19.05.2012 00:00

См. также решение гармонических задач на тему "Мажоро-минор":

Абызова Е. Н. 716 №3

Мясоедов А. Н. №241

Бригадный учебник 762 №3

Берков В. О., Степанов А. А. №162

Мажоро-минор. Общая характеристика. Параллельный мажоро-минор

Понятие "мажоро-минор" объединяет ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. Процесс взаимопроникновения начался с того времени, как были оформлены лады. Сначала преобладал мажор, так как мажорная терция ближе к ряду обертонов.

Существуют 2 основные разновидности мажоро-минора: одноимённый и параллельный.

Параллельный мажоро-минор возникает на основе взаимопроникновения гармонических мажора и минора. В этом - его отличие от переменного лада, где взаимодействуют натуральные лады.

Гармонический минор отличается от натурального своей доминантовой группой, а гармонический мажор от натурального - субдоминантовой группой. Поэтому взаимодействие параллельных ладов связано с проникновением в мажор аккордов гармонической доминанты параллельного минора, а в минор - субдоминанты параллельного мажора.

В мажоре III мажорная ступень

1.Первоначально использовалась в роли мажорной доминанты параллельного минора (завершение первого предложения).

Бетховен. Концерт №3, часть III.

Бизе. Кармен - вступление, первый период.

Эллиптический переход в кадансе I предложения в доминанту основной тональности - Шопен. Этюд Соль-бемоль мажор, op.10 №5, первый период.

2.Проникновению III мажорной ступени в ладовые обороты способствовали также соответствующие тональные соотношения. Бетховен. Аврора, г.п. - До мажор, п.п. - Ми мажор.

3.Периоды, модулирующие в тональность III мажорной ступени

Бетховен. 7 симфония. Скерцо. Фа мажор-Ля мажор.

Гуно. "Фауст". Вальс "Позвольте предложить, красавица, Вам руку".

Эти модуляции создают ярко ощутимый эффект просветления.

4. Собственно гармонические обороты с III мажорной ступенью.

Шопен. Ноктюрн до минор op. 48 №1 - I период средней части.

Рахманинов. Мелодия op. 3 №3

Рахманинов. "Утро" - кода - III7 мажорный.

Рахманинов. Юмореска op.10 №5, средняя часть.

 

В миноре VI минорная ступень (шубертов аккорд) - результат проникновения субдоминанты гармонической параллельного мажора, подмена VI ступени VI минорной.

Шуберт. "Приют" - кода - в ми миноре - трезвучие VI минорной ступени.

Шуберт. Экспромт op.90 №2, кода - в ми-бемоль миноре - си минорное трезвучие (взамен До-бемоль мажорного)

Глинка "Руслан и Людмила", Ария Руслана на мёртвом поле на слова "не будут говорить.." - в ми миноре - прерванный оборот с VI минорной ступенью.)

Лист. "Мыслитель".

 

II7 в миноре чаще нотируется как VII43 гармонический с квартой (рахманиновская гармония).

Рахманинов "Пора",

Рахманинов "Увял цветок".

Рахманинов "О нет, молю, не уходи".

Рахманинов. "Отрывок из Мюссе"

Римский-Корсаков. Ария Грязного - как VII43 гармонический с квартой у Рахманинова.

 

Обновлено 05.07.2012 07:18
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 363 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru