Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Одноименный мажоро-минор
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
20.05.2012 00:00

Одноименный мажоро-минор

Понятие "мажоро-минор" объединяет ладовые системы, основанные на взаимопроникновении мажора и минора. При этом преобладает то или иное ладовое наклонение. Чаще преобладает мажор, реже - минор. Существуют 2 основные разновидности мажоро-минора: одноименный и параллельный.

Одноименный мажоро-минор. Здесь взаимодействуют одноименные лады со своими звукорядами, аккордами, функциями. Существуют различные формы сближения ладов.

1. Наиболее ранняя и простая форма - замена минорного трезвучия на цезурах и в конце произведения на мажорное трезвучие. Исторически такая традиция заключения минорного произведения объясняется тем, что в своё время малая терция не была интервалом вполне консонирующим. Эта традиция использовалась в произведениях Орландо Лассо, Палестрины. Подражал этой традиции и Бах. (Бах, ХТК, минорные прелюдии и фуги, Шопен). Выразительный смысл таких окончаний - просветление, различные оттенки этого настроения

Заключение мажорного построения одноименной минорной тоникой является достаточно редким явлением и связано с замыслом композитора.

Шуберт "Весенний сон",

Шуберт. Экспромт Ми-бемоль мажор op.90 №2

Шуберт. Музыкальный момент Ля-бемоль мажор op.94 №6

Чайковский "Забыть так скоро",

Шопен Ноктюрн Си мажор- минор.

Шопен. Баллада №2.

Танеев. Менуэт.

2. Значительную роль в сближении сыграли гармонические лады. Гармонический минор заимствовал у мажора высокий вводный тон и мажорную доминанту. Гармонический мажор у минора - низкую VI ступень и минорную субдоминанту.

3. Проникновение в мажор всей субдоминантовой группы минора. VI низкая ступень. Прерванный оборот с низкой VI ступенью встречается неоднократно у венских классиков (Моцарт "Дон-Жуан", I д., ария Лепорелло, Бетховен Соната №26, ч. I, Adagio). Вне прерванной каденции низкая VI ступень используется как разновидность минорной субдоминанты мажора - Гайдн Симфония №100 "Военная" IIчасть, кода. Отклонение в VI низкую ступень - Чайковский "Мы сидели с тобой". Трезвучие VI низкой ступени в плагальных оборотах - Глинка "Марш Черномора" из IV действия "Руслана и Людмилы", Чайковский Сцена письма Татьяны, "Кто ты: мой ангел ли хранитель", д.I, картина 2.

4. Проникновение в минор всей доминантовой группы одноименного мажора. III высокая минорная ступень. (Вагнер "Парсифаль" - см. Бригадный учебник стр. 376, пример 736 - в до миноре - ми минорное трезвучие  - III высокая минорная ступень. Лист "Могущество музыки".

5. Наличие в одной ладовой системе двух вариантов III ступени. Это обусловливает возможность равноправного сосуществования мажорной и минорной тоник.

Д. Скарлатти. Клавирная соната Соль мажор, №2, экспозиция, побочная партия - Ре мажор-ре минор,

Бетховен, 16 соната, побочная и заключительная партии - Си мажор - си минор,

Шуберт. (Ночная) "серенада" - ре минор - Ре мажор.)

Римский-Корсаков "Садко", картина 4, Песня Индийского гостя"

Рахманинов. "Она, как полдень, хороша" op.14 №9 - VI низкая и одноимённая тоника.

Бетховен. Сонаты №№ 6,7,9, I часть, п.п.

6. Проникновение в мажор аккордов доминантовой группы одноименного минора. III низкая ступень. (Григ. "В горах Норвегии"op.61 №6 - в До мажоре трезвучие III низкой мажорной ступени (III ступень из до минора), тема Лебедей из оперы "Садко" Римского-Корсакова, Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты". Рахманинов. "Сон". Лист. Долина Обермана. Отклонение в тональность III низкой ступени - в конце Баллады Герцога из "Риголетто" Верди.

7. Проникновение в минор аккордовой субдоминантовой группы одноименного мажора. (Григ "Сосна" - IV мажорная. Римский-Корсаков "Садко", картина 4, Песня Варяжского гостя" - IV мажорная, Прокофьев "Раскаяние" из "Детской музыки" - VI высокая минорная.)

8. Появилась возможность замены любого мажорного и  минорного трезвучий одноименным. Принцип равноправия одноименных тоник переносится на любое консонирующее трезвучие. Лист. "Как дух Лауры".

Большетерцовые замкнутые циклы, т.е. систематическое движение в сторону низкой VI ступени наиболее характерны для романтической музыки.

Шуман Новелетта №1 с тональным планом: F - Des - A - F.

Лист. Этюд Ре-бемоль мажор с тональным планом: Des - A - F- Des.

Аналогичные большетерцовым, но направленные вверх малотерцовые тональные замкнутые циклы (или обороты) образуются в направлении низкой III ступени: каждая последующая тональность - аккорд - оценивается в отношении предыдущей как низкая III ступень.

К области тонально-гармонических отношений, основанных на звучности III мажорной ступени, принадлежат замкнутые и незамкнутые большетерцовые циклы.

Лист Ноктюрн №3 - тональный план. Такие тонально-гармонические связи зеркально симметричны нисходящим большетерцовым циклам, построенным по низким VI ступеням.

Рахманинов. Мелодия op.3 №3.

VI минорная ступень выступает как функция высшего порядка в тональных связях особенно ярко в терцовых циклах.

Прокофьев. Вступление и заключение к песне девушки (Мёртвое поле)

Прокофьев. "Джульетта-девочка" - терцовый ряд воспринимается как полный гармонический оборот T - S - D - T.

 

Обновлено 05.07.2012 09:37
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 644 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2022 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru