Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
05.07.2012 00:00

См.также Решение задач

Абызова 716 №3

Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов 800 №4

Модуляции и отклонения в условиях мажоро-минора

Так же как на основе диатоники могут быть сделаны отклонения в тональности I степени родства, в условиях мажоро-минора могут быть сделаны отклонения в тональности, тониками которых являются трезвучия мажоро-минора. Отклонения выполняются при помощи побочных доминант, возможно участие субдоминант. Отклонение в b VI ст. Чайковский "Мы сидели с тобой".

Модуляция через трезвучие VI низкой ступени. В ускоряющей модуляцию тональной паре мажора и минора, лежащей квартой выше, минор может быть заменен своей мажорной параллелью. Так, из До мажора можно модулировать не через фа минор, а через Ля-бемоль мажор.

При модуляции в сторону бемолей низкая VI ступень может получить значение тоники, субдоминанты, доминанты, даже двойной доминанты последующей тональности. От До мажора: Если b VI ст. = S, то получим модуляцию в Ми-бемоль мажор.

Если b VI ст. = D, то получим модуляцию в Ре-бемоль мажор. Если b VI ст. = W, то получим модуляцию в Соль-бемоль мажор.

Вводится b VI ст. после тоники или в прерванном обороте, или в неё делается отклонение с помощью D43.

В сторону диезов все мажорные трезвучия мажора и паралл. минора (T, S, D мажора и III, VI  и VII минора) в последующей тональности приобретают значение b VI ст.; вслед за b VI ст. следует кадансовое закрепление в новой тональности.

От До мажора: Если T = b VI ст., то получим модуляцию в Ми мажор. Если S = b VI ст., то получим модуляцию в Ля мажор.

Если D = b VI ст., то получим модуляцию в Си мажор.

Модуляция через b VI ст. получила развитие у романтиков (Шуман, Шопен, Вагнер, Лист), но встречается и в классической музыке.

Шопен. Прелюдия №25. Модуляция через b VI ст.

Шуман. "Любовь поэта", op. 48 №15.

Шопен. Мазурка op.33 №3

Лист. Vals-impromtu Ля-бемоль мажор.

Рахманинов. Мелодия Ми мажор.

В. Калинников. Хор "Звёзды меркнут". Первый период модулирует из Соль мажора в Си мажор.

Модуляция через трезвучие II низкой ступени

Любое мажорное трезвучие мажора и минора может быть принято за b II ст. последующей тональности., тоника которой лежит на 1/2 тона ниже данного акккорда. b II ст. может быть введена в процессе развития и в качестве отклонения.

Если T53 До мажора представить как b II ст., то получается модуляция в  Си мажор или си минор.

Если S53 До мажора представить как b II ст., то получается модуляция в Ми мажор и ми минор.

Если D53 До мажора представить как b II ст., то получается модуляция в Фа-диез мажор или фа-диез минор.

Если III53 до минора представить как b II ст., то получается модуляция в Ре мажор или ре минор.

Если VI53 до минора представить как b II ст., то получается модуляция в Соль мажор или соль минор.

Если VII53 до минора представить как b II ст., то получается модуляция в Ля мажор или ля минор.

После переключения трезвучия неаполитанского аккорда дальнейшее развитие строится с учетом неаполитанской гармонии.

Бетховен. Соната op.27 №2, ч. I (т.10-15)

Шопен. Мазурка op. 59 №1 (от пяти диезов до репризы) -переход к репризе.

Римский-Корсаков. Опера "Золотой петушок" (тема Звездочёта)

Скрябин. Прелюдия соль-диез минор, op.16.


Модуляция через одноимённую тонику

Способы введения одноимённой тоники:

1) посредством сопоставления через цезуру (первое построение в мажоре, второе - в миноре тематически сходны)

Д. Мейербер "Гугеноты".До мажор-до минор.

2) посредством окончания минорного построения мажорной тоникой

И.С. Бах.

3) посредством продолжительного выдерживания одной из общих для мажора и минора неустойчивых функций D9 малый, D7,  DVII7уменьш., D , реже II7, S, III, которые затем разрешаются в одноимённую гармонию).Это используется для связки крупных разделов формы.

Бетховен Соната op.57, ч.1.

После того как тем или иным способом введена одноимённая тоника, она становится отправным пунктом для дальнейшего развития, то есть приобретает какую-либо функцию в той тональности, куда направлена модуляция.

До мажор-до минор: Es As B и их параллели

до минор-До мажор: a d e и их параллели.

Вагнер. Ариозо Эльзы из оперы "Лоэнгрин".

П. Чайковский. Соната для фортепиано - переход к побочной партии, I часть.

Гайдн. Соната Соль мажор, финал, реприза, модуляция через одноимённую тонику из Соль мажора в ре минор

Бетховен. Соната №21. Модуляция через одноимённую тонику - I часть, реприза, п.п., Ля мажор - ля минор - До мажор.

Шуберт. Моя (т.т.37-40)

Бетховен. Соната №14, I часть, т.т. 10-15

Бетховен. Соната №4, III часть, модуляция Ми-бемоль мажор - ми-бемоль минор - До-бемоль мажор.


 

Обновлено 06.09.2012 18:49
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 315 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru