Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Аккордика в музыке XX века
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
10.11.2012 00:00

XX век - время становления новых принципов многоголосия и шире - вертикальной организации. Система согласования голосов на основе универсальной модели  - терцового аккорда -  утрачивает свою значимость. Новая, эстетически более широкая трактовка интонаций, со всеми сопровождающими комплексами, вызывает к  жизни новое понимание аккорда. Возросшая роль темброво-сонорной стороны обусловила преобладание красочно-фонических свойств созвучия над его функциональным содержанием. Это приводит к структурным изменениям в аккордике XX века. Расширяется возможность выбора конструктивных единиц вертикали (полутон, тон, обертон, любой интервал, интервальная или ладовая модель, аккорд, регистр). У гармонии появляются новые пространственные и  временные характеристики. На смену структурной обособленности аккорда с определённостью пространственных и временных границ пришла структурная незамкнутость вертикальных образований с неопределённостью пространственно-временных параметров. Различаются следующие типы гармонических структур:

аккорд - структурно замкнутая, высоко дифференцированная, дискретно отграниченная, симметричная одновременность;

сонор - красочная, структурно замкнутая, высотно недифференцированная одновременность;

сонорное поле - структурно открытое, высотно недифференцированное, континуальное (непрерывное) поле.

Более сложной становится организация звуковой вертикали в целом. Коренные преображения академических нормативов были вызваны возрастанием в музыке XX века полифонических норм мышления. Полифоническое начало оказало влияние на процесс аккордообразования. Наряду с традиционными аккордами соседствует результирующая аккордика, образующаяся от движения мелодических линий голосов (названия аккордов: линеарно-составные, линейные комплексы, полифоническая гармония).

Вертикальные структуры с гармонической точки зрения могут быть

1) однородными (гомогенными)

2) разнородными (гетерогенными)

3) контрастными (полигенными).

1) тип состоит из интервальных элементов, однородных во всех отношениях. Они основаны на ладовом тождестве звуковых пластов.

2) тип - структуры разнородные в каком-либо отношении - гармоническом, интервальном, ладовом. Они допускают частичную гармоническую разобщённость слоёв. Причины: ладовая разнородность пластов при общей T, либо интервальная разнородность при общем звукоряде.

3) тип - контрастные структуры - объединяет различные во всех отношениях элементы.

Однородные структуры: Барток. Багатель №7, op.6 №7

Разнородные структуры: Барток. Багатель №1. Микрокосмос №105. Игра.

Контрастные структуры: Щедрин. Концерт №3. Кульминация. Цифра 42.

Додекафонные, неомодальные структуры: Стравинский. Масленица.

Фактура музыки XX века многомерна, структурно недифференцирована, многопланова. В таком качестве выступает алеаторика - течение в современной музыке, провозглашающее принцип случайности, главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства.

Обновлено 10.11.2012 17:25
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 683 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2022 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru