Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
19.11.2012 00:00

Общая характеристика ладогармонического материала музыки XX века

В ладовом мышлении композиторов XX века произошёл крутой перелом. Если раньше композиторы ограничивались традиционной, строго разработанной системой ладов, то теперь они активно экспериментируют в этой области. Предпосылки перестройки и усложнения ладовой системы содержатся в художественных принципах и заключаются в следующем:

Новые импульсы ладовая система получила

1. в возрождении мелодических и полифонических принципов мышления в связи с тяготением голосов фактуры к ладовой и ритмической самостоятельности.

2. в развитии темброво-сонорной стороны гармонии.

3. интерес к внеевропейским культурам (нетемперированная хроматика восточной музыки, импровизационная вариантность).

4. введение в практику исторически разнообразных ладовых форм (ретроспективные тенденции).

В XX веке изменилась трактовка лада. Лад отождествляется с комплексом интонаций, при этом выступая не столько как обобщенная категория, сколько приобретая статус элемента и становясь 1-м из выразительных и конструктивных средств.

Существует 4 типа трактовок ладов, различающихся по специфике сопряжения тонов

1) центрированная (трактовка) - предполагает наличие основного тона

2) полицентрированная - опирающаяся на действие нескольких центров

3) ацентрированная - допускает отсутствие основного тона

4) панцентрированная - опирается на равноправие всех тонов.

Всё многообразие ладов музыки XX века подразделяется на 3 ладовых рода:

а) диатоника - сложная, разветвлённая

б) темперированная хроматика, которая является производной областью диатоники прошлых веков и самостоятельным явлением в XX веке.

в) нетемперированная хроматика, которая является основой современного ладового мышления. Она представлена экмеликой и микрохроматикой.

Экмелика - греч., внемелодически скользящая интервально недифференцированная интонационная система. Используется в рамках других систем как элемент речевого интонирования, как особая исполнительская манера, которая использует принципы глиссандирования.

Микрохроматика опирается на 1/4 тоновые отношения и часто приближается к экмелическому интонированию.

Под современной ладовой системой понимается совокупность традиционных и новых ладовых форм в музыкальном языке нашего времени.

Обновлено 19.11.2012 16:22
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 763 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2022 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru