Гайдн. Соната ми минор (анализ). Гайдн. Соната Ре мажор, №50, разбор. Формы музыкальных произведений Гайдна Неаполитанская гармония в музыке Гайдна
Гармония Гайдна
Середина XVIII века ознаменовалась переходом к гармоническому стилю. В инструментальной музыке возникли все существующие ныне формы гармонической музыки и ее основные жанры.
Установился период как экспозиционное изложение темы. Тема излагается в форме периода с двумя кадансами - половинным и полным.
Появились простая 2-хчастная, простая 3-х частная формы, сложная 3-х частная, рондо, гармонические вариации, сонатная форма, сонатно-симфонический цикл.
Преобладание гармонического склада вызвало значительно большую ясность и простоту фактуры. Характерно обострение функциональной напряженности всех аккордов и функционально напряженной связи тональностей.
В творчестве венских классиков (Й Гайдн, В Моцарт, Л Бетховен) свойства классической функциональной гармонии достигли высшего расцвета.
Их музыке присуща логически четкая и ясная функциональность всех элементов гармонии.
Функционально определены трезвучия и секстаккорды главных ступеней (трезвучия устойчивы, секстаккорды - менее), проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды, все виды кадансов (с участием и кадансового квартсекстаккорда).
Преобладают автентические обороты и кадансы, функционально более определенные.
Доминантсептаккорд с обращениями занимает большое место, в том числе - в кадансах. Это еще и национальная немецкая черта. Септаккорды побочных ступеней встречаются очень редко (в основном - в секвенциях).
Уменьшенный септаккорд трактуется как драматический аккорд то с обостренной, то с размытой функциональностью, с тональной определенностью или неопределенностью.
Альтерированные аккорды субдоминантовой группы применяются обычно в кадансах.
Преобладают модуляции в тональности I степени родства.
Широко применяются отклонения в I степень, модулирующие секвенции, энгармонические модуляции и модуляции в далекие тональности (в драматических эпизодах или как средство особо напряженного развития).
Типичны тонико-доминантовые соотношения главной и побочной партий. В разработке и связующем разделе появляются развитые модуляции и развернутые тональные планы.
Значительно усложнились тональные планы, охватывающие большое количество тональностей, в крупной форме. Обогатились приемы модулирования.
Резкие тональные сдвиги - сопоставления, внезапные энгармонические модуляции, постепенные модуляции в далекие тональности, плавные мелодико-гармонические модуляции, ладовые модуляции перед побочной партией - эти и другие модуляции резко динамизируют функционально-острую гармоническую ткань.
Приемы гармонического и тонального, фактурного контраста и развития обогатились.
Таким образом, гармонический склад откристаллизовался именно в творчестве венских классиков. С появлением гомофонного стиля в инструментальной музыке меняется и сам принцип применения гармонии: на первом плане - обостренное функциональное тяготение аккордов.
Внешне гармония значительно проще баховской. Преобладают трезвучия и секстаккорды главных ступеней, доминантсептаккорд с обращениями, особенно в кадансах; альтерированные аккорды субдоминантовой группы в кадансах. Модуляции в тональности I степени родства выявляют модулирующие аккорды, а в отклонениях - побочные доминанты. Подчеркнуты автентические кадансы в конце симметричных четырехтактных построений. Типично экспозиционное изложение темы в форме периода с двумя различными кадансами и сходными фразами.
Значительно активизировалась модуляционная динамика как средство развития даже внутри кратких построений - предложений, периодов. Преобладают модуляции в сферу доминанты, функционально наиболее обостренные.
В целом в произведении образуется развернутый тональный план в сонатной форме (и других крупных формах), захватывающий широкий круг тональностей.
Наряду с приемами тонального и ладового контраста между темами (тонико-доминантовые соотношения, параллельный и одноименный мажор к минору, тональностьVI) используются и различные тональные соотношения в различных разделах формы. Тонико-доминантовому соотношению тем в экспозиции противостоят секундовые или терцовые сдвиги в разработке.
Значительно усиливается роль ритма в последовании гармонических функций в различных разделах произведения. Это связано с большей протяженностью и сложностью формы.
Смена ритмо-гармонического масштаба, ускорение или замедление смены гармоний является приемом контраста и развития тематизма и гармонии.
Органные пункты на доминанте в побочных партиях или разработочных разделах формы создают особую напряженность, усиливают функциональное тяготение доминанты в тонику.
Тонические органные пункты в начале и в конце подчеркивают начальную статику или заключительную кадансовость тонально-гармонического движения.
Упрощение аккордового состава дало возможность обогатить фактурные контрасты при изложении тем и между темами, регистровые и тембровые противопоставления, различные виды фигураций.
Фактурные контрасты при изложении тем значительно более разнообразны в сравнении с баховскими приемами. Если для Баха характерна устойчивость, выдержанность крупных пластов фактуры, то для венских классиков весьма характерна частая, резкая смена регистров, тембрового звучания, динамики и фактуры, особенно в разработочных построениях, а также как средство фактурного контраста внутри главной партии (особенно у Бетховена). Тематическому контрасту соответствует фактурный контраст тем.
Внутритематические контрасты подкреплены фактурно. Постепенное усложнение и динамизация фактуры и ритмики соответствует напряженному тематическому развитию.
Разнообразное фактурное преобразование гармонии особенно наглядно в классических вариациях.
Наиболее характерны ритмические и гармонические фигурации, динамизирующие ритм при четкой гармонической функции. Единые принципы функциональной гармонии по-разному проявляются у Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Для Гайдна характерна связь с австрийским крестьянским фольклором. Часто подчеркнут танцевальный характер фактуры сопровождения с четкими автентическими кадансами и преобладанием аккордовых звуков на сильных долях мелодии. Преимущественно диатоничны мелодия и гармония, типичны простейшие гармонические фигурации (триоли, шестнадцатые и другие). Но индивидуальное богатство конкретных тем, гармонических последований, модуляций, неожиданных сдвигов и фактурных деталей в музыке Гайдна неисчерпаемы.
Р.Н. Слонимская
Гармония венских классиков. Черты гармонии Гайдна. Гармония в музыке. Гармония Гайдна
|