ДОБАХОВСКАЯ ГАРМОНИЯ И ЛАДОВОСТЬ В народном многоголосии зарождались элементы гармонии, в связи с осознанием консонансов как устойчивых созвучий и диссонансов как неустойчивых, требующих разрешения. В профессиональной музыке полифонический стиль исторически предшествовал гомофонному. В нем откристаллизовались интервалы — консонансы, которые и легли в основу гомофонии. Раньше появились прима и октава, позже — кварта и квинта, еще позже в трехголосии — терция (и секста) как основа для трезвучия. Строгий стиль — стиль многоголосной полифонической вокальной музыки, в основе которого лежат консонирующие аккорды и интервалы. Диссонансы берутся как задержание, проходящие, вспомогательные звуки. От двухголосного органума XI века к фобурдонному пению (где терция и секста консонансы) и, наконец, к развитому многоголосию XIV— XV веков — путь постепенного усложнения полифонической ткани (вплоть до тридцатишестиголосного мотета И. Окегема). Если в двухголосии в церковной музыке средних веков (органум) устойчивыми интервалами являются совершенные консонансы (1, 5, 8), то далее в трехголосии установилась ведущая роль терции (то есть несовершенный консонанс) в сочетаниях соседних голосов, что привело к возникновению трезвучий как консонирующих созвучий. Сложные полифонические приемы в профессиональной хоровой музыке достигли особого расцвета у нидерландских мастеров (И.Окегем, Г. Дюфе, Ж.Депре). Далее, у Д. Палестрины, О. Лассо происходит упрощение, проявление контрапунктического стиля, сведение к четырехголосию как основе хоровой фактуры. Появляется аккордовый склад с ясной дифференциацией аккордов главных ступеней — трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов как задержание к D, D7 в кадансах... В произведениях итальянских мастеров XVI века (А.Габриэли и Д. Габриэли) произошло значительное прояснение стиля, наметилась аккордовая основа гармонии. На мелодической основе установились характерные кадансы. Автентический каданс D — Т связан с разрешением вводного тона в тонику. Параллельно с возникновением гармонических функций происходит и кристаллизация мажоро-минорной ладовой системы, сменившей старинные церковные лады (дорийский, фригийский и др.). Модальная система сменяется тональной. Для композиторов Возрождения очень характерны старинные лады, натуральные гармонии, модальность и полимодальность. Это ладовое мышление на новой основе возродилось в XX веке, ранее у М.Мусоргского. Музыкальное сопровождение в народных или профессиональных светских жанрах постепенно привело к возникновению гомофонного склада. Таково сочетание одноголосной вокальной мелодии и аккордового инструментального сопровождения. Гомофонный стиль еще интенсивнее развивался в итальянской опере, возникшей в конце XVI века и получившей развитие в ХVII ве¬ке, вплоть до Алессандро и Доменико Скарлатти, а также в сольных вокальных произведениях (канцонах). В итальянской опере, а также в музыке к драмам установились характерные драматические аккорды — уменьшенный септаккорд, неаполитанский секстаккорд в лирических и драматических эпизодах. В инструментальных концертах А. Корелли, А. Вивальди формируется "золотая секвенция" (I — IV — VII — III — VI — II — V — I) и другие типовые гармонические обороты. Произошел переход от староцерковных ладов к мажоро-минорной системе, к функциональной гармонии. Уже в оперной музыке конца XVI века и особенно в XVII веке (флорентийская, неаполитанская школы), а также в небольших вокальных произведениях с аккомпанементом лютни, клавесина установился гомофонный склад. В гомофонном складе применяются все аккорды главных ступеней, в секвенциях — септаккорды побочных ступеней. Специфическую выразительность приобретает неаполитанский секстаккорд, уменьшенный септаккорд (как тонально неопределенный, драматический). В инструментальной (особенно органной) музыке XVII века развивается свободный полифонический стиль, вершиной которого является творчество И. С. Баха. В отличие от строгого стиля вокальной музыки свободная инструментальная мелодика включает различные скачки - на септиму, уменьшенную септиму, уменьшенную кварту, тритон. Значительно более свободно употребляются диссонирующие интервалы в контрапункте (в трех-, четырех- и пятиголосии). Здесь нередко согласованной является лишь функциональная направленность данной ритмической доли (четвертой, третьей), два диссонанса могут быть взяты подряд. В инструментальной и вокальной музыке XVII века определились наиболее характерные тональные аккорды и их обращения (трезвучия, септаккорд доминанты, некоторые альтерации), модуляции и отклонения в тональности I степени родства, тонико-доминантовое соотношение старинной двухчастной формы, в ней же — соотношение параллельного мажора и минора, ладовые модуляции.
Р.Н. Слонимская.
Гармония в музыке.
|