Гармония -
Гармонические стили композиторов
|
Автор: Гамаюн
|
04.04.2010 15:03 |
В творчестве Дж. ВЕРДИ широко используются средства романтической гармонии. Фактура — гомофонна, типичны жанровые ритмические фигурации сопровождения в ариях, дуэтах, танцах. В ансамблях вокальная полифония сочетается с гомофонно-гармонической фактурой аккомпанемента. Мажоро-минор с альтерированными аккордами, энгармоническими и мелодико-гармоническими модуляциями дифференцирован у Верди как ладогармонические краски, воплощающие конкретные ситуации. Характерен гармонический мажор, реже мелодический. Неаполитанское секстовое движение возникает в вокальных дуэтах, перемежаясь со вспомогательными хроматизмами, тонкими ладовыми модуляциями. Часто сохраняются чисто оперные кадансирующие последования. В поздних операх Верди усложнены индивидуальные гармонические характеристики. Появляются свежие натурально-ладовые краски. Драматургически эффектна вокально-оркестровая и музыкально-сценическая полифония. Сквозная модуляционность контролируется драматургически рельефным тональным планом. Особое значение приобретает оркестровый план и тембровый колорит. В "Аиде", "Отелло" каждый персонаж имеет индивидуальную темброфактурную и ладогармоническую характеристику, углубляющую вокальный рисунок сольных и хоровых партий. Декламационность вокальных партий конкретизируется и усиливается индивидуальными гармоническими оборотами. Сквозное построение сцен определяет раскрытые тонально-гармонические пласты модуляций, контрастных стилевых и фактурных слоев.
Р.Н. Слонимская.
|
Обновлено 01.02.2011 15:03 |