Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Модуляции в I степень родства
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
06.08.2012 00:00

См. также решения задач

Бригадный 525 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 530 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Мясоедов №№107, 109, 111,112, 114, 125,126,127,132,133,134,149

Абызова 574 №№1,2,3,4,5,6, 585 №№1,2,3,4,5,6,7.591 №№1,2,3,4. 604 №№1,2,3,4,5,6. 615 №№1,2,3,4,5,6. 621 №№1,2,3,4.

Алексеев 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 4183 419, 420, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 428

Модуляции в I степень родства. Общая характеристика

1. Определение модуляции

2. Функции модуляции

3.Способы модуляции

4.Этапы модуляции

5. Общие, или посредствующие аккорды

6. Модулирующие аккорды

1. Определение модуляции. Отклонение - лёгкое и кратковременное появление новой тональности. Модуляция - заранее подготовленный, основательный и прочный переход в новую тональность.

2.Функции модуляции. Если при отклонении новая тональность лишь затрагивается в процессе развития, то при модуляции она является итогом какого-то этапа развития. Тоники тональностей отклонений всегда оказываются в подчиненном значении в отношении основной тональности. При модуляции правильнее говорить о взаимоподчинении. Если отклонения в тон-сти I степени родства расширяют, углубляют данную тональность, то модуляции связаны с выходом за её пределы.

3. Способы модуляции:

  • Модуляция через отклонение содержит сначала отклонение в новую тональность, а затем закрепление в ней полным кадансом. Преимущество этого способа - простота и мягкость перехода.
  • Модуляция через общий аккорд также обеспечивает легкий  естественный переход в новую тональность. Переходным моментом в ней является общий для обеих тональностей аккорд. Имея в прежней тональности одно значение, в новой он приобретает другое и тем самым способствует перемещению тональной опоры.

4. Этапы модуляции при помощи общего (посредствующего) аккорда:

  • гармоническое развитие в исходной тональности
  • общий (посредствующий) аккорд
  • модулирующий аккорд
  • гармоническое развитие в новой тональности
  • каденция в новой тональности

5. Общие, или посредствующие аккорды

Посредствующий (общий) аккорд является общим для 2х тональностей. Им может быть трезвучие, секстаккорд. Функциональное значение его для исходной тональности безразлично, но чаще это T или T6. Функциональное значение его в новой тональности определяет выбор модулирующего аккорда и последующего развития.

6. Модулирующие аккорды

Модулирующий аккорд выполняет ту же роль, что и побочная Доминанта в отклонении. Он не принадлежит исходной тональности, но образует вместе с общим аккордом гармонический оборот, подчиненный новой тональности.

Последующее гармоническое развитие - новая тональность как бы завоёвывается,  заключительная каденция является итогом этого развития.

Показ исходной тональности не имеет непосредственного отношения к процессу модуляции, но показ исходной тональности крайне важен, так как при его отсутствии посредствующий аккорд может быть оценен слухом лишь только в качестве принадлежащего к новой тональности.

Модуляции в сторону D (кадансовый способ)

Мажор - III, V.

Минор - III, V, VII (Dн, Dг)

В этом типе модуляции T исходной тональности всегда оказывается какой-либо S новой тональности, а значит, может быть использована в качестве общего аккорда. Далее возможно каденционное закрепление в новой тональности. Этап гармонического развития в новой тональности может присутствовать или быть опущен.

Модуляции в S сферу (предкадансовый способ)

В этих модуляциях общих аккордов, которые выполняли бы S функцию, значительно меньше, а при модуляции во II ступень их вообще нет. Поэтому часто используется отклонение в ту тональность, куда происходит модуляция, а затем уже закрепление в ней.

Кроме того, возможно отклонение в тональность общего аккорда. Образуется, таким образом, тональность, занимающая промежуточное положение между исходной и конечной тональностями.

Модуляция в тон-сть V ступени

Моцарт, соната для ф-п До мажор (K330), II часть

Рахманинов "Сирень"

Модуляция в тон-сть III ступени

Лист "Утешение" Ре-бемоль мажор

Глинка, "Руслан и Людмила", Vд., романс Ратмира

Модуляция в тон-сть VII н. ступени (из минора)

Бетховен. Квартет №2, III часть  ми минор - Ре мажор.

Модуляция в тональность IV ступени

Шуман "Встречаю взор очей твоих" ("Любовь поэта")

Модуляция в тональность VI ступени

Римский-Корсаков "Шехерезада", III часть, 2-я тема

Рахманинов романс "Увял цветок"

Модуляция в тональность II ступени (из мажора)

 

 

 

 

Обновлено 28.09.2012 16:46
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 532 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru