Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Эллипсис и эллиптическая модуляция E-mail
Гармония - Темы к экзаменам по гармонии
Автор: Гамаюн   
05.07.2012 00:00

См. также решения задач

Мясоедов 247, 248, 249, 250

Алексеев 697 - 709

Абызова 559 №№1,2,3,4,5,6

Бригадный 826 №№1,2,3,4

Эллипсис и эллиптическая модуляция

Эллипсисом называется обход в данной однотональной последовательности ближайшего по гармоническому смыслу аккорда и замена его аккордом, принадлежащим другой тональности.

Предполагается соединение двух диатонических неустойчивых аккордов разных тональностей.

Эллипсис - гармонический оборот, подчиняющийся не функциональной логике, а логике голосоведения.

Термин "эллипсис" заимствован из литературоведения, где он означает пропуск слова, которое не влияет на смысл предложения. Такие пропуски часто используются в стихах для обострения эмоционального напряжения.

"Лишь силой можно силу превозмочь,

Число людей - числом событий".

(А. Грибоедов. Перевод отрывка из Пролога к "Фаусту" Гете)

Точно так же и эллиптический оборот в гармонии может быть понят как результат пропуска того или иного звена или ожидаемого аккорда.

Эллипсис - понятие достаточно относительное в стилистическом отношении. Например, оборот D-S в условиях венского классицизма будет воспринят как эллипсис, в условиях же русской музыки достаточно нормативен. (Чайковский"Детский альбом" - Утреннее размышление)

Эллиптические обороты бывают внутритональными и модулирующими.

1. Внутритональный эллипсис образуется

а) последовательностью аккордов, противоречащей функциональной логике данного лада, но не приводящей к переменности, например, Бах, ХТК Прелюдия C-dur, 7 такт от конца - D7-II43, T-D6-VII7-II43-D7.

б) разрешением побочных доминант или субдоминант не в их тонику, а в другие аккорды той же функции главной тональности.

2. Модулирующий эллипсис. Эта разновидность эллипсиса лежит в основе эллиптической модуляции (по терминологии Тюлина - мелодико-гармоническая модуляция)

Эллиптическая модуляция происходит в результате столкновения неустойчивых, преимущественно диссонирующих аккордов различных тональностей, соединенных плавным голосоведением, но не имеющих очевидных функциональных связей. Условно можно выделить 4 основных случая столкновения неустойчивых диссонирующих аккордов разных тональностей

D-D Бетховен Соната №2 Скерцо A-dur, возвращение к репризе.

D-S Григ Свежа ты как весна

S-S Лист. Радость и горе

S-D

Эллиптическая модуляция относится к разряду внезапных, так как в ней взаимодействуют неродственные тональности. Как и любая внезапная модуляция, эллиптическая модуляция характерна для развивающих частей музыкальной формы. При изложении же тематического материала она стала использоваться лишь с конца 19 века, стала характерна для музыки, отличающейся сложностью гармонического языка.

Эллипсис в своих наиболее типичных проявлениях приводит к обходам тоники и, следовательно, способствует непрерывности, текучести и общей неустойчивости музыки.

Эллипсис и секвенция взаимодействуют в т.н. цепочках доминант.

Эллиптические последования, модуляции и отклонения встречаются в музыке 18 века, но расцвет их приходится на 19 век у западных романтиков и в русской классической школе.

Бетховен. Соната №2,  III часть. Эллиптическая модуляция из соль-диез минора в Ля мажор.

Бизе. Арлезианка. Прелюдия un poco meno lento. Эллиптическая модуляция ля минор - до минор

Моцарт. Соната №2, II часть - прерванный оборот D - VII2 (т.3-4)

Шуберт. Предчувствие воина - прерванный оборот D7 - W VII65 (т.20-21)

Шуман. Я не сержусь.

Шопен. Ноктюрн H-dur op. 32 №1 D7 - W VII7 b3

Шопен. Ноктюрн c-moll D7- D2 (b II6)

Бетховен. Соната №4, II часть D7- VII7 (II)

Бах. ХТК, т.1. Прелюдия es-moll, D7 - D7 (IV)

Рахманинов. Не верь мне, друг.

Бетховен. Соната №5, финал, конец экспозиции, D7 - W VII65 b3

Шуман. Вечером.

Бетховен. Соната №5, III часть, з.п., D7 - W VII65 b3


Обновлено 29.09.2012 11:12
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 474 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru