См. также решения задач
Мясоедов 247, 248, 249, 250
Алексеев 697 - 709
Абызова 559 №№1,2,3,4,5,6
Бригадный 826 №№1,2,3,4
Эллипсис и эллиптическая модуляция
Эллипсисом называется обход в данной однотональной последовательности ближайшего по гармоническому смыслу аккорда и замена его аккордом, принадлежащим другой тональности.
Предполагается соединение двух диатонических неустойчивых аккордов разных тональностей.
Эллипсис - гармонический оборот, подчиняющийся не функциональной логике, а логике голосоведения.
Термин "эллипсис" заимствован из литературоведения, где он означает пропуск слова, которое не влияет на смысл предложения. Такие пропуски часто используются в стихах для обострения эмоционального напряжения.
"Лишь силой можно силу превозмочь,
Число людей - числом событий".
(А. Грибоедов. Перевод отрывка из Пролога к "Фаусту" Гете)
Точно так же и эллиптический оборот в гармонии может быть понят как результат пропуска того или иного звена или ожидаемого аккорда.
Эллипсис - понятие достаточно относительное в стилистическом отношении. Например, оборот D-S в условиях венского классицизма будет воспринят как эллипсис, в условиях же русской музыки достаточно нормативен. (Чайковский"Детский альбом" - Утреннее размышление)
Эллиптические обороты бывают внутритональными и модулирующими.
1. Внутритональный эллипсис образуется
а) последовательностью аккордов, противоречащей функциональной логике данного лада, но не приводящей к переменности, например, Бах, ХТК Прелюдия C-dur, 7 такт от конца - D7-II43, T-D6-VII7-II43-D7.
б) разрешением побочных доминант или субдоминант не в их тонику, а в другие аккорды той же функции главной тональности.
2. Модулирующий эллипсис. Эта разновидность эллипсиса лежит в основе эллиптической модуляции (по терминологии Тюлина - мелодико-гармоническая модуляция)
Эллиптическая модуляция происходит в результате столкновения неустойчивых, преимущественно диссонирующих аккордов различных тональностей, соединенных плавным голосоведением, но не имеющих очевидных функциональных связей. Условно можно выделить 4 основных случая столкновения неустойчивых диссонирующих аккордов разных тональностей
D-D Бетховен Соната №2 Скерцо A-dur, возвращение к репризе.
D-S Григ Свежа ты как весна
S-S Лист. Радость и горе
S-D
Эллиптическая модуляция относится к разряду внезапных, так как в ней взаимодействуют неродственные тональности. Как и любая внезапная модуляция, эллиптическая модуляция характерна для развивающих частей музыкальной формы. При изложении же тематического материала она стала использоваться лишь с конца 19 века, стала характерна для музыки, отличающейся сложностью гармонического языка.
Эллипсис в своих наиболее типичных проявлениях приводит к обходам тоники и, следовательно, способствует непрерывности, текучести и общей неустойчивости музыки.
Эллипсис и секвенция взаимодействуют в т.н. цепочках доминант.
Эллиптические последования, модуляции и отклонения встречаются в музыке 18 века, но расцвет их приходится на 19 век у западных романтиков и в русской классической школе.
Бетховен. Соната №2, III часть. Эллиптическая модуляция из соль-диез минора в Ля мажор.
Бизе. Арлезианка. Прелюдия un poco meno lento. Эллиптическая модуляция ля минор - до минор
Моцарт. Соната №2, II часть - прерванный оборот D - VII2 (т.3-4)
Шуберт. Предчувствие воина - прерванный оборот D7 - W VII65 (т.20-21)
Шуман. Я не сержусь.
Шопен. Ноктюрн H-dur op. 32 №1 D7 - W VII7 b3
Шопен. Ноктюрн c-moll D7- D2 (b II6)
Бетховен. Соната №4, II часть D7- VII7 (II)
Бах. ХТК, т.1. Прелюдия es-moll, D7 - D7 (IV)
Рахманинов. Не верь мне, друг.
Бетховен. Соната №5, финал, конец экспозиции, D7 - W VII65 b3
Шуман. Вечером.
Бетховен. Соната №5, III часть, з.п., D7 - W VII65 b3
|