Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

Чайковский. Романс "Погоди". Гармонический анализ E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2012 00:00

Гармонический анализ романса

Предлагаем анализ романса «Погоди», соч. 16 № 2, Чайковского. Романс написан в трехчастной форме, где мелодия среднего раздела явно развивает основную тему. И тем не менее середина этого романса отличается такой яркой и сильной контрастностью, которая не всегда встречается в сложных трехчастных формах с средней частью, построенной на новом, по сравнению с крайними частями, материале. В этом одна из интересных особенностей романса.
Контрастность середины достигается новой жанрово-характерной фактурой (в духе баркаролы или колыбельной) и далекой тональностью. Контрастность, уход в мир грез, оттеняется энгармонической модуляцией, которая близка по приемам переходу к побочной партии экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского.
В конце первой части романса появляется, после исходного ля минора и далее До мажора, Соль мажор. Эта тональность развивается в диатонической  секвенции,  обрамленной  доминантсептаккордом.
В тишине (рр) мягко и все же неожиданно словно раскрывается дверь в мир светлой мечты. Художественная целесообразность энгармонической модуляции в данный момент несомненна.
После разрешения дважды увеличенного терцквартаккорда Соль-бемоль мажора (доминантсептаккорд Соль мажора) в тонический квартсекстаккорд Соль-бемоль мажора уже наступил перелом, мы ощущаем новое, иное. Однако середина начинается лишь с появлением новой фактуры.
Возвращение к репризе также совершается посредством энгармонической модуляции. Квинтсекстаккорд доминантсептаккорда Соль-бемоль мажора опять приравнивается к альтерированной двойной доминанте, в данном случае Фа мажора. Разрешение аккорда в Фа мажор сделано характерным  для Чайковского приемом.   Фа-мажорное   трезвучие,   как   и   в первой   части   романса,   является   VI   ступенью   главной   тональности — ля минора.
Наконец, в завершении репризы, перед тихой кульминацией всего романса, есть еще одна энгармоническая модуляция, еще один эмоциональный сдвиг.   Намечается модуляция  в  До-диез  мажор.   Но  далее  выясняется другая цель. Через тонко обрисованный ре-диез минор (момент кульминации на слове «грезы») осуществляется переход в Си мажор.
Энгармоническая модуляция в репризе готовится в некоторых отношениях аналогично модуляции в конце первой части. Ускоренное секвентное тональное развитие приводит к доминантсептаккорду Ре мажора; этот аккорд и служит средством энгармонизма.
Три энгармонических модуляции в романсе «Погоди», из которых особенно замечательна и эффектна первая, появляются в условиях произведения, вообще богатого тональными изменениями. Романс начинается секвенцией, основанной на гармонически неустойчивом мотиве.
Но при всем богатстве тональных смен каждая тональность очерчена сравнительно ясно. В особенности рельефно выражена тональность  Соль-бемоль мажор, в которую совершается энгармоническая модуляция, столь способствующая   ощущению   контраста   между   первой   частью   романса «Погоди» и его серединой.
Берков В. О.

гармонический анализ романса

Обновлено 30.05.2012 19:11
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 332 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru