Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, "пьесы-картины" E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
2. «ПЬЕСЫ-КАРТИНЫ»
Единство, придаваемое «Картинкам с выставки» развитием рефрена, далеко не исчерпывает средств объединения, примененных в этом произведении. «Прогулка» — рефрен совсем особого рода. Это не обычная главная мысль в рондо, а скорее род фона, на котором разворачиваются пьесы-картины, своего рода воплощение авторского «угла зрения» при восприятии всех картин. Поэтому рефрен связан с воплощением субъекта переживаний (напомним стасовское его толкование), пьесы-картины — с объектами переживаний. Рефрен, таким образом, играет в данном случае, с одной стороны, роль большую, чем конструктивное скрепление всей сюиты, а с другой стороны — меньшую, чем в обычном рондо.
Представим на некоторое время, что в сюите вообще рефрен отсутствует и она состоит из ряда пьес. Однако и в этом случае можно найти факторы, способствующие объединению их в одно целое.
Все пьесы-картины сюиты ясно делятся на две группы — быстрые и медленные.
Первые из них (быстрые) охватывают все нечетные номера:
№  1 — «Гном»,
№ 3 — «Тюльерийский сад»,
№ 5 — «Балет невылупившихся птенцов»,
№ 7 — «Лимож. Рынок»,
№ 9 — «Баба-Яга».
Все пьесы этой группы (кроме «Гнома») отличают яркая характеристичность образов, общие черты, свойственные жанру скерцо, и (за исключением «Гнома») преобладание мажорного лада. В самом же расположении пьес обнаруживается симметрия. Крайние и центральный номера (1-й, 5-й, 9-й) содержат в себе значительные контрастные формы с очень четкими и определенными гранями разделов. При этом центральная пьеса — «Балет невылупившихся птенцов» — написана в самой четкой форме с классическим трио. По характеру своему это чистая шутка — воплощение жанра скерцо в его первоначальном понимании и единственная пьеса в сюите, отмеченная композитором: scherzino. Крайние же пьесы сближает сказочность, фантастичность воплощенных в них персонажей и связанная с этим угловатость мелодических очертаний, острота ритмики; 3-й и 7-й номера не заключают в себе существенных внутренних контрастов. Сюжеты их сходны. Это своеобразные зарисовки французских бытовых сцен.
Вторая группа — пьесы, написанные в медленном темпе и в минорном ладу:
№ 2 — «Старый замок»,
№ 4 — «Быдло»,
№ 6 — «Два еврея»,
№ 8 — «Катакомбы»,
№ 8а — «С мертвыми на мертвом языке» (вариант рефрена*).
Для второй группы характерно развитие от чистой лирики («Старый замок») через характерно-драматические пьесы («Быдло» и «Два  еврея») к драматизму («Катакомбы»).
Примыкающий к последней пьесе вариант рефрена «С мертвыми на мертвом языке» возвращает нас к лирике, хотя и совершенно иного характера, чем в «Старом замке». В результате также образуется симметрия.
Крайние пьесы — тихие, как бы далекие от действительности. С одной стороны, это картина прошлого («Старый замок»), с другой — «музыкальный некролог» об ушедшем друге («С мертвыми на мертвом языке»). Три средние пьесы — громкие, рисующие картины драматического содержания: «Быдло», польская телега, запряженная волами,— символ крестьянской бедности, «Два еврея» — воплощение социального контраста между богатством и нищетой, «Катакомбы» — трагический образ прошлого.
Эти  пьесы-картины  кратки,  но  значительны  по  идее.   Из  пяти медленных пьес только одна — и именно центральная по положению» (№ 6, «Два еврея») — основана на тематическом контрасте, остальные четыре однотемны.
Напомним, что в быстрых пьесах из пяти только две были однотемны.
Последовательно проводимый контраст нечетных и четных номеров — обычное периодическое противопоставление быстрых и медленных произведений. Но их соотношение представляет особый интерес.
Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию:
* №  10 — «Богатырские ворота» — рассматривается в данной работе как завершающий синтетический финал сюиты.
Быстрые пьесы типа скерцо (до «Бабы-Яги» включительно) преобладают, и на их фоне проходят медленные пьесы. Поэтому первые — своего рода жанровый рефрен:

№1

Гном

№2

Старый замок

№3

Тюльери

№4

Быдло

№5

Птенцы

№6

Два еврея

№7

Лимож

№8

Катакомбы

№8а

С мертвыми

№9

Баба-Яга

быстрая медленн. быстрая медл быстрая медл быстрая медл медл быстрая
а b a1 b1 a2 b2 a3 b3 b4 a4

Наконец, общий распорядок пьес по типу содержания создает многочастную симметрию:

Сказочные образы - гном, баба-яга, образы прошлого - в старом замке, катакомбы, жанровая сцена из французской жизни - в тюльерийском саду, лимож, социальная картина из польской жизни - быдло, два еврея, шутка - балет невылупившихся птенцов, богатырские ворота стоят отдельно

В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 13:01
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 292 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru