Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Приглашаем взрослых и детей на наши увлекательные занятия по иностранным языкам!

Английский язык

Немецкий язык

Ярославль

ООО "ЕВРОВЭЛЬТ"

Телефоны:

8-(4852)-93-68-71

8-(4852)-37-04-27

Подробнее...

Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, сквозное развитие, единство в последовании рефрена и пьес-картин E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

4. СКВОЗНОЕ РАЗВИТИЕ.
ЕДИНСТВО В ПОСЛЕДОВАНИИ РЕФРЕНА
ПЬEC-КАРТИН

Композиционная стройность проведений рефрена и пьес-картин — лишь один из факторов, обеспечивающих единство цикла.
Большую роль играет также и непрерывная линия сквозного развития, охватывающая все пьесы цикла в их последовательном сопоставлении, — она объединяет рассмотренные нами порознь два ряда в одно целое.
Прежде всего надо обратить внимание на обозначение attacca, стоящее между отдельными пьесами.
По мере развития учащается слияние соседних пьес: если в начале attacca объединяла только рефрен с последующей пьесой, то с четвертого проведения рефрена в одну группу сливается несколько пьес. Самая большая группа пьес по количеству — от пятого проведения рефрена до пьесы «С мертвыми» включительно, а по величине — последняя группа, объединяющая «Бабу-Ягу» и «Богатырские ворота»*.
Пьесы «Катакомбы» и «С мертвыми» образуют единую двухчастную форму, а резко контрастные пьесы «С мертвыми», «Баба-Яга» соединяются посредством звуков fis и g. Это способствует слиянию соседних групп. В результате обе группы от 5-го проведения рефрена и до конца объединены в одно целое.
Во всем этом проявляется важнейшая тенденция в развитии крупных инструментальных произведений — от расчлененности к слитности**.
Венец развития — финал — совершенно новый тип пьесы-картины (эпический по содержанию) и самый крупный номер цикла, его «центр тяжести». Поэтому завершение происходит как на основе принципа «перемены в n-ный раз»,так и
* Возрастание протяженности пьес к концу — тоже фактор, заслуживающий внимания. Выше было уже сказано о том, что взятые вне рефрена пьесы-картины образовали бы цикл, по композиции сходный с «Бабочками» Шумана. Но именно в «Бабочках» последние пьесы крупнее всех по величине.
** Об особой роли этого фактора в «Картинках с выставки» сказано ниже.

на основе принципа суммирования.
В разбираемом цикле большую организующую роль играет его тональный план.
Принимая во внимание подчиненность тональности рефрена тональности пьес-картин, для изучения логики тонального плана следует опираться в первую очередь на десять пьес-картин.
Тональный план их рондообразен  (основная тональность — Es):
es gis H    gis F b  Es  h  С  Es

1    2    3    4   5  6   7   8   9  10
При этом №№ 2—4 дают отклонения от Es в сторону простых субдоминантовых ступеней — IV (gis), VI (Н), IV (gis); № 5 и 6, стоящие в центре композиции, — в сторону доминантовых ступеней: DD=II маж. — F и мин. D—b; № 7 — тональный рефрен. После него в № 8 и 9 появляются отклонения в область глубокой субдоминанты (h и С). Логика тонального плана заключается не только в его рондообразности, но также и в том, что тональное развитие направлено от простых тональных соотношений к более сложным.
Тональности рефрена не контрастируют с тональностями пьес-картин, звучащих после проведений рефрена, однако в некоторых случаях имеются контрасты с тональностью предшествующей пьесы-картины. Особо следует отметить тритоновое соотношение тональностей пьесы «Быдло» (gis-moll и четвертого проведения реф¬рена (d-moll). Если поставить «в ряд» тональности как пьес-картин, так и рефрена, то обнаружится, что при переходе от пьесы «Быд¬ло» к четвертому проведению рефрена образуется тональный скачок с последующим плавным его заполнением*:
В — es — Es — gis — H — H — gis — d (скачок) —F — b — B — Es (его заполнение) — h — С — Es
Итак, логика сквозного развития цикла «Картинки с выставки» укрупняет разделы формы, создает новые принципы объединения.

*Скачок возникает при сопоставлении предельно далеких тональностей gis-moll и d-moll. «Заполнение скачка» происходит в дальнейшем тональном развитии, ведущем по цепи близких тональностей к доминанте gis-moll — Es-dur.
В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 19:12
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 1277 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2017 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru