Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Анализ композиции "Картинок с выставки" Мусоргского, ладово-интонационное строение и развитие в медленных пьесах, "С мертвыми на мертвом языке"Вывод о медленных пьесах E-mail
Гармония - Гармонический анализ музыки
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03
«С мертвыми на мертвом языке»
К тому, что было сказано по поводу этой пьесы как варианта рефрена, следует добавить следующее.
Большое значение имеет нисходящий хроматизм верхнего голоса, «подтачивающий» и без того нарушенную диатонику нижнего слоя.
Мельком звучащее «хроматическое опевание» усиливает этот процесс.
Существенно важную роль в общей «атмосфере» пьесы играет тремоло верхнего голоса. Вспомним авторскую ремарку на рукописи: «черепа тихо засветились...»**. По всей вероятности, тремоло непосредственно и отражает «свечение» — ведь это излюбленный прием Мусоргского, как, например, в соответствующей строфе песни Марфы в «Хованщине».
Перейдем теперь к выводам о сквозном ладово-интонационном развитии в медленных пьесах. Картина здесь близка той, что мы наблюдали в быстрых пьесах.
Сходство заключается в заметном нарушении диатоники в «Катакомбах», аналогичном такому же явлению в «Бабе-Яге».
Но есть и отличия: во-первых, начальные медленные пьесы соответственно их лирическому и лирико-драматическому характеру («В старом замке» и «Быдло») в большей степени диатоничны, чем быстрые пьесы. Поэтому сквозное развитие в пьесах изучаемой группы более стремительно, более интенсивно.
Во-вторых, после максимального отхода от диатоники («Катакомбы») происходит некоторое уменьшение роли хроматизма (возвращение к позиции пьесы «Два еврея»), что в результате создает подобие незамкнутой волны.
Интонационные «арки» внутри медленных пьес просты. Самые типичные из «арочных» связей можно отметить в пьесах «В старом замке» и «Быдло» (вспомним, какую роль в них играет II пониженная ступень и отклонение в субдоминанту).
Большую роль играет также соотношение концентрического типа, образующееся между крайними пьесами — «В старом замке» и «С мертвыми на мертвом языке»,— в них преобладает звучание pianissimo, общая мягкость, отмеченная при анализе статика.


В.П. Бобровский.

Обновлено 01.06.2010 11:27
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 296 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru