Рейтинг@Mail.ru

Гармония





Музыкальная школа - ничто без удовольствия в ней учиться.

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Подробнее...

Гармонический стиль И.С. Баха
Гармония - Гармонические стили композиторов
Автор: Гамаюн   
04.04.2010 15:03

См. также И.С. Бах ХТК I том Прелюдия До мажор (ноты)
И.С. Бах 3-х голосная инвенция (симфония) Ми-бемоль мажор (ноты)
Бах. "Искусство фуги"(анализ)
О композиции и содержании французской сюиты И. С. Баха №2, до минор.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Введение.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха Жанровая первооснова движения.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мелодический язык.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкальные символы.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Мотивные связи.

О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Музыкально-риторический план.
О композиции и содержании французских сюит И. С. Баха. Философское содержание.
Символика музыкального языка И. С. Баха
Музыкальная риторика как композиционный прием
Протестантский хорал как составная часть музыкального языка И.С. Баха
Баховская система символов
Общая композиция "Хорошо темперированного клавира" с точки зрения его религиозно-философского содержания
И.С.Бах.Прелюдия и фуга До мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга до-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Си-бемоль мажор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга си-бемоль минор ХТК I т(анализ)

И.С.Бах.Прелюдия и фуга ми-бемоль минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга фа-диез минор ХТК I т(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Ми мажор ХТК IIт(анализ)
И.С.Бах.Прелюдия и фуга Соль мажор ХТК II т(анализ)
Заключение по анализу прелюдий и фуг И. С. Баха
И.С.Бах.Пассакалия до минор(анализ)
Гармонический стиль И.С.Баха
Формы музыкальных произведений Баха

ГАРМОНИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ  И.С.БАХА
В произведениях И.С.Баха синтезировались и необычайно обогатились достижения инструментальной полифонии XVI — XVII веков и гармонии того времени. В творчестве Баха широко развиты и полифонический, и гармонический склады. Гармония Баха отличается особой сложностью и по составу аккордов сложнее аккордики венских классиков.
В области гармонии Бах — величайший новатор, открывший целый ряд новых гармонических средств, предвосхитивших венскую и даже романтическую музыку.
Тональный план определяется тональностями I степени родства, выступающими как отклонения в небольших инструментальных пьесах или в номерах из кантат. Характерно тонико-доминантовое соотношение разделов. Характерен и параллельный мажор в середине минорных пьес. Это предвосхищает сонатную форму, тональное соотношение главной и побочной партий.
Протяженность полифонических и мелодических линий у Баха вызывает преодоление полных кадансов в гармонии. В связи с прерванными кадансами, многочисленными отклонениями и с побочными доминантами нередко возникает цепь диссонирующих аккордов, полифонически сопряженных.
Наряду с аккордами главных ступеней часто встречаются аккорды побочных ступеней, в том числе обращения этих аккордов.
Сложная мелодическая фигурация в нескольких голосах (смешанная) вызывает подчас резкие переченья.
Частые неаккордовые звуки связаны со свободным ведением отдельных голосов. Так возникает полифоническая гармония. В наиболее драматических, динамичных или напряженно-распевных эпизодах наряду с полифоническим складом типичен полифонно-гомофонный склад, главенствующий в крупных композициях — пассионах, мессах, концертах.
Иногда образуются комплексные задержания в кадансах, мелизмы в мелодии.
Встречаются сложные энгармонические модуляции и мнимый энгармонизм.
Ладовые модуляции в мажор появляются в конце минорных пьес, а более сложные мажоро-минорные обороты в середине. Характерны хроматические и мелодико-гармонические модуляции, альтерированные аккорды и в кадансах, и вне кадансов.
Основой гармонии Баха является полифонно-гомофонная фактура. Характерны и дуэтная полифония, и вокальные ансамбли с инструментальным сопровождением, и чисто инструментальная полифонизированная гармония.
Приемы фигурационного изложения в прелюдиях, инвенциях, сюитах весьма разнообразны: простые гармонические фигурации (Первая прелюдия из Хорошо темперированного клавира), сложный мелодико-гармонический орнамент (II, III, V).
В крупных произведениях типичны продолжительные органные пункты с полифункциональными наслоениями. Намечаются и черты полиладовости, политональности (неодновременные модуляции в различных голосах).
Некоторые черты гармонии И. С. Баха таковы:

1. Широкое применение любых диатонических аккордов — трезвучий и секстаккордов главных и побочных ступеней, К64,
V7, VII7, II7, больших и малых септаккордов и их обращение (I 7,
III7, IV7, VI7).
Взятые подчас как проходящие, вспомогательные в секвенциях (но не только в секвенциях) широко применяются трезвучия побочных ступеней (II, III, VI).
Применение всех этих аккордов связано с характерной непрерывностью мелодического и полифонического развития баховских тем (кроме фуг). Такова прелюдия ми-бемоль минор (I том  Хорошо темперированного клавира) и многое другое.
Этой же цели служат многочисленные секвенции — тональные (в них привлекаются диссонирующие обращения побочных ступеней); модулирующие — по тональностям первой степени родства; неточные, с некоторым изменением мелодического рисунка или гармонического состава звена
секвенции, что способствует более свободному преобразованию тематизма (это характерно для немецкой музыки).
2. Альтерированные аккорды берутся не только перед кадансом, но нередко и в середине построения на основе плавного голосоведения. Они не всегда разрешаются в К64, а могут непосред¬ственно соединяться с различными диссонирующими аккордами. Аналогично вводятся и многочисленные отклонения в тональности I степени родства, подчас представленные одним-двумя аккордами; иногда — секвентные.
3. Для тонального плана баховских двухчастных построений типична модуляция в параллельный мажор или тональность D в конце первого периода. Возможен также половинный каданс в конце первого раздела.
Во втором разделе происходят многочисленные модуляции и отклонения в I степень родства (иногда во II степень) и возвращение в основную тональность, полный совершенный каданс в конце произведения.
Модуляция во II степень родства или отклонения в I или IIсте¬пень родства обычно реализуются как внезапные мелодико-гармонические модуляции с плавным голосоведением, как последовательность двух или нескольких диссонирующих созвучий разных тональностей (начальной и последующей). Встречаются проходящие ладовые модуляции или подмена мажора минором, а также резкие модуляции во II степень родства на основе секвентного движения или развитой фигурации в средних голосах. Основой такого голосоведения является смешанная, свободная, комплексная фигурация.
Перед заключительным кадансом часты отклонения в сферу субдоминанты (IV, неаполитанская II ступень). В конце минорных пьес появляется ладовая модуляция в тонику одноименного мажора (акустически более совершенный каданс по обертоновой системе). Многочисленны прерванные кадансы, остинатные последовательности баса, в том числе хроматические. Типична вариантная гармонизация в каждом новом проведении темы.
Преобладают прерванные, половинные, несовершенные кадансы. Полный — только в конце произведения.
4. Свободное линеарное (полифоническое) голосоведение связано с полифонно-гомофонным складом, характерным для баховской фактуры (сюиты, партиты, прелюдии, мессы, Бранденбургские концерты, "Пассионы").
5. Мелодическая самостоятельность голосов, в том числе средних, дополнена введением кратких эпизодических контрапунктов. Иногда выделяются два голоса, сопровождаемые аккордами, — так называемая дуэтная полифония (ми-бемоль минорная прелюдия из I тома Хорошо темперированного клавира). Все это дает возможность более свободного соединения нескольких диссонирующих созвучий, включая созвучия с неаккордовыми тонами, ибо свободное линеарное голосоведение вызывает неаккордовые звуки в голосах.
Разрешение одних неаккордовых звуков или диссонирующих аккордов внутри произведения совпадает с введением в другом голосе новых диссонирующих сочетаний. Характерны продолжительные органные пункты, реже — педали.
Органные пункты на Т и D соотносятся с аккордикой в различ¬ных комплексах тембров (например, контрастно разведены между хором и оркестром, между духовыми и струнными) с последующим разрешением в сферу басового голоса; это еще более усложняет гармоническую ткань, подчас приближающуюся к полиладовости или политональности.
Широко применяется цепь уменьшенных септаккордов, расположенных по малым секундам, — как средство драматической выразительности (один из них может быть альтерированным).
Бах не ограничивается простой, строгой фигурацией, взятой изолированно в одном голосе. Чаще встречается смешанная фигурация, комплексное сочетание двух-трех приемов мелодической фигурации в различных голосах.
Характерны комплексные задержания, вспомогательные или проходящие звуки, взятые на занятые голоса, образующие секундовые пласты иногда четырех-пяти секунд при сведении к тесному расположению, выдержанные на протяжении 1/4 такта.
Возникают подчеркнутые переченья альтерированной и натуральной ступеней, диатонических и модулирующих тонов в раз¬личных голосах. Характерно полифоническое сопряжение в одновременности отрезков двух видов минора — VI и VII натуральных и мелодических ступеней (часто натуральные тона взяты в восходящем, а мелодические — в нисходящем движении).
Случайные сочетания типа мажорного секстаккорда или D7, от альтерированных ступеней в басу, соединяются с диатоническими ступенями основной тональности. Возможна неразрешенная цепь обращений различных септаккордов (Хроматическая фантазия).
Различные типы фактуры у Баха соответствуют различным жанрам его музыки и жанровым контрастам внутри циклических произведений. В танцевальных или медленных частях нередко вводится гомофонный аккомпанемент с отдельными имитациями.
В некоторых моторных, токкатных пьесах реальное одноголосие при гармонических фигурациях по разложенным аккордам и гаммообразным пассажным фигурациям создает, наряду со скрытой полифонией, скрытую гармонию (прелюдия до-мажор из I тома Хорошо темперированного клавира).
В баховской музыке длительные, устойчивые фактурные пласты объединяют отдельные части больших циклов (месс, пассивное, концертов, сюит, партит) или отдельные пьесы (например, прелюдии обоих томов Хорошо темперированного клавира).

Р.Н. Слонимская.

Гармония в музыке.

 

Обновлено 30.05.2012 19:19
 
 
Гамаюн gamayun@lafamire.ru
Сейчас 174 гостей онлайн
Рейтинг@Mail.ru
© 2010-2024 www.lafamire.ru Сольфеджио. Теория музыки. Анализ. Гармония (решебники). Все права защищены.
Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения www.lafamire.ru